Слова-перевертыши

Слова-перевертыши

В корейском Пхенчхане уже начался очередной акт всемирной комедии положений под названием Олимпиада. А ведь когда-то это было служение богам. В первый день атлеты клялись и приносили жертвы всемогущим олимпийцам. И судьи клялись, что будут судить честно. А в последующие три дня судьба определяла самого быстрого, ловкого и сильного...

Когда в 1896 году возродились Игры, барон Пьер де Кубертен провозгласил принципы олимпизма, которые гласили, что Олимпийские игры: «... объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам...». Вот я перечитывал эти строки, а вспоминал еще одну фразу из одного американского сериала: «Мой муж сидит в тюрьме по ложному обвинению в патриотизме!». Да-да, когда-то во времена Войны за независимость североамериканских колоний слово «патриотизм» было официальным обвинением, за которым следовала виселица. Потом судьба поиграла с этим словом почти так же жестко, как и с олимпизмом. Даже на моей памяти это слово побывало и бранным, и постыдным. А порой оно становилось своеобразной индульгенцией - назвался патриотом и уже неподсуден обычной морали. Слова-ярлычки имеют над нами страшную властную силу. Очень часто, пытаясь понять происходящее вокруг нас, мы препарируем действительность скальпелями привычных ярлыков, а потом удивляемся, почему она настолько непредсказуема и непослушна.
Уже завтра наши... Хотя почему наши? В формуле «олимпийские атлеты из России» не остается места для наших — государственный флаг и гимны объявлены вне закона, атлетам даже запрещено упоминать о своей стране. И ведь все равно они туда рвутся. Если не ошибаюсь, отказы участвовать в этом цирке насчитываются единицами. Лично я вообще слышал только о двух случаях, но, может, я просто плохо информирован? Зато я слышал столько заверений в том, что нашим спортсменам просто надо туда ехать, чтобы порвать всех пусть и безо всякого гимна и флага. А я слушал их, и мне было неловко. Кто там кого будет рвать? Те, кого уже поставили на колени?
Вообще, у слов-перевертышей есть такая особенность – они перерождаются незаметно. Еще вчера многие понятия были несомненной ценностью человечества, а уже сегодня на их месте появились какие-то уродцы. Пожалуй, вспомню еще одну цитату из классики: «Предательство - это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть». Вы полагаете, это фраза из фильма «Гараж»? Ничего подобного, она была сказана за сто пятьдесят лет до этого Шарлем Морисом де Талейраном-Перигором. Вот почему-то в преддверии олимпийских фанфар мне все чаще вспоминается эта талейрановская максима.
Или вот, к примеру, возьмем одну из наиболее презентационных демократических ценностей – выборы. Считается, что это неотъемлемая часть самого понятия демократии. Однако в Древней Греции выбор руководства никогда не доверяли людям, а предоставляли жребию, которым играли сами олимпийские боги. Представляете, какая была экономия ресурсов? Но пришли римляне и решили, что нельзя отдавать такой вопрос на волю случая, и вот уже пару тысяч лет человечество занимается самообманом и манипуляцией.
Автор: Владимир Глинский