Родимое пятнышко - на счастье

Родимое пятнышко - на счастье

- Я очень волнуюсь, - признается хрупкая девушка в больничном халате. Через несколько минут ей принесут ребенка, которого она еще не видела. Пять дней назад молодая женщина родила сына и отказалась от него.

- Я очень волнуюсь, - признается хрупкая девушка в больничном халате. Через несколько минут ей принесут ребенка, которого она еще не видела. Пять дней назад молодая женщина родила сына и отказалась от него. Теперь Гульнаре кажется, что с тех пор прошла вечность.

…Окончив школу в одном из районных центров, красавица, отличница и примерная дочь приехала в Уфу.

- Мама меня одна воспитывала, отец нас бросил. Ей было очень тяжело, поэтому я всегда стремилась ее не огорчать. Все мамины надежды со мной связаны. Поступила в университет, дали общежитие. С Ринатом познакомилась на дне рождения однокурсницы. Многие девчонки на него глаз положили: из состоятельной семьи, шикарная машина, симпатичный. А он выбрал меня. Никто мне таких ласковых слов не говорил, я влюбилась без памяти. Учебу забросила. Когда узнала, что беременна – обрадовалась, дурочка наивная. Думала, он на мне женится. Узнав о ребенке, Ринат сразу изменился: твои проблемы, ты и решай, мне жениться рано. Убить маленькое существо не смогла. Что будет с мамой, когда она узнает о беременности, даже думать боялась. Я без отца выросла, а теперь судьба уготовила такую участь и моему ребенку. Вот и решила, что лучше будет, если его усыновят хорошие люди.

- Мы к мамам-отказницам относимся с уважением, - говорит заведующая отделом профилактики отказа от новорожденных Центра медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис» Альбина Пудова. - Я еще ни разу не видела женщину, которой это решение далось легко. Наша задача – убедить, что малыш должен расти в родной семье.

Еще несколько лет назад функции уговорщиков брали на себя те, кто находился рядом: врачи и медсестры.

- Конечно, далеко не все беседы заканчивались нашей победой, - говорит начальник юридического отдела роддома №4 Ирина Егорова. - Сегодня этим занимаются профессионалы. Ситуации разные бывают. Несколько лет назад у женщины родился ребенок с синдромом Дауна, и она отказалась его забирать.

Убедить жену смог отец малыша: «Мы справимся с этим испытанием». И теперь они, несмотря ни на что, счастливы.

- Мне трудно понять таких женщин, - у медсестры Алины Кондраховой на глаза наворачиваются слезы. - Работаю здесь четыре года и заметила, что брошенные дети никогда не капризничают, словно хотят сказать: я же хороший. Возьмите меня домой.

Бывает и так, что, выписавшись из больницы, мама возвращается: жить с таким грузом на душе дано не каждому.

- К сожалению, отказники были, есть и, наверняка, будут в ближайшем будущем, - говорит начальник отдела профилактики социального сиротства Управления по опеке и попечительству администрации Уфы Елена Макушина. - Задача в том, чтобы свести процент таких случаев к минимуму. Мы начали выезжать в роддома с 2008 года. Технология убеждения в принципе одинакова, но есть и свои особенности.

Особенности уфимского подхода к проблеме можно назвать системными. Решение, на первый взгляд, простое, все ведомства: медицинские, образовательные, социальной поддержки, психологической помощи, КДН - должны заработать как единый механизм. Роль координатора взяло на себя Управление опеки. И сегодня можно сказать, что Уфа на верном пути: за последнее время количество отказов от новорожденных снизилось вдвое.
Итак, как же действует система?

Когда из медицинского учреждения поступает сигнал, что мама оставляет ребенка, туда в течение часа выезжают специалисты отдела профилактики отказа от новорожденных центра «Саторис» (это подразделение специально создано для этой цели). Беседует с мамой психолог или социальный педагог.
Существует единый инструментарий, как найти подход к женщине, чтобы она одумалась. Один из способов – привлечь ее к уходу за ребенком: «посмотрите какой у вас чудесный малыш, может быть, покормите его, пока вас не выписали: отказаться никогда не поздно», «дайте ему красивое имя» и т.д. Главное, по словам специалистов, сформировать привязанность: редкая женщина отвернется от ребенка, подержав его на руках.

Если говорить о причинах отказа, то они чаще всего связаны с трудным материальным положением, отсутствием жилья. Вторая причина: семья молодой мамы отказывается принять ребенка. Поводом может послужить и рождение малыша-инвалида. Бывает, что неприятие ребенка – желание отомстить таким образом его отцу: он же меня бросил. Но истинная причина, как правило, гораздо глубже, и почти всегда – в отсутствии поддержки со стороны семьи.

- В приоритете - жизнь и здоровье малыша, - подчеркивает Елена Анатольевна, - поэтому мы обязаны оценить все риски и выяснить, есть ли у семьи возможности по его воспитанию.

Раньше женщины, принявшие решение забрать ребенка, возвращались вникуда, оставаясь наедине со своими проблемами. Сегодня благодаря алгоритму, принятому в Уфе, эти семьи сопровождаются психологом, соцпедагогом, юристом и, если понадобится - медиками.

В комплексном центре «Изгелек» мамочки с новорожденными детишками могут провести до полугода. Благодаря помощи фонда «Наши дети» этот период может длиться больше года, и проживать в приюте вместе с мамой могут и другие ее дети. У женщины есть время решить свои проблемы, пройти реабилитацию, трудоустроиться. Фонд оказывает и другую поддержку: оплачивает услуги няни, покупает детское питание, предметы гигиены, игрушки.

Система единой городской службы работает и в тех случаях, когда существует опасность нахождения ребенка в социально опасной или трудной жизненной ситуации. С марта 2014 года в Уфе выявлено 114 таких фактов, но всех детей удалось оставить с родителями. С семьями работали специалисты, которые провели не только диагностику, но и их последующую реабилитацию.

Кроме того, домой вернулись из приютов и домов ребенка 50 детей. Создание единого алгоритма действий также способствует раннему выявлению неблагополучных семей. Парадокс – чем больше случаев раннего выявления, тем эффективнее будет работа по предотвращению социального сиротства, фактов жестокого обращения с детьми.

- Следующая задача – работа на уровне предупреждений, - говорит Елена Макушина. - Уполномоченные службы в детских учреждениях выявляют случаи на разных стадиях риска. Это позволяет прервать цепочку помещения детей в казенные учреждения. На прошедшем в сентябре V форуме-выставке «Вместе - ради детей!» мы поделились своим опытом с коллегами из других регионов и взяли на заметку их наработки. Например, в Калуге действует стационарное отделение для несовершеннолетних мам, в Екатеринбурге общественная организация «Аистенок» создала группу дневного пребывания для женщин с детьми, оказавшихся в трудном положении.

…- Я держалась до последнего, - продолжает Гульнара. – Только когда психолог мне сказала, что у малыша такое же родимое пятнышко, как у меня, я сломалась. Мама всегда повторяла: это на счастье. Не хочу, чтобы мое счастье кому-нибудь досталось.

P.S. На днях мы позвонили героине нашей статьи и порадовались за нее. Мама Гульнары, узнав о внуке, была счастлива: будет наконец в семье мужчина. Она очень благодарна специалистам Управления опеки и попечительства, которые помогли ее дочке не сделать, пожалуй, самую большую в жизни ошибку.




Автор: Светлана ЯНОВА.