Откажем Чацкому в уме?

Откажем Чацкому в уме?

- Четверть россиян не владеют функциональным чтением, - заявила министр  просвещения РФ Ольга Васильева. Именно столько наших сограждан лишены способности понимать прочитанное.

Мы решили выяснить, ориентированы ли современные школьные учебники на решение этой проблемы. В качестве примера была изучена «Литература» для 9 класса в двух частях под редакцией В.Я. Коровиной. Пособие рекомендовано Министерством образования и науки РФ в рамках Федеральных государственных стандартов.
  
В 9-м классе завершается основное общее образование. Этим авторы и обосновывают выбор текстов, ставя задачу помочь школьникам «осмыслить особенности творчества писателей, приобщить их к самостоятельному чтению, к работе в библиотеках и в Интернете». Это цитата. К ней составители прилагают высказывание Виссариона Белинского: «Пережить творения поэта – значит, переносить, перечувствовать в душе своей все богатство, всю глубину их содержания…».

Авторы не напрасно заручились его поддержкой. Попробуем доказать это на примере бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума».
  
Если в учебниках советской поры школьникам предлагалось после прочтения пьесы проанализировать прочитанное, ответив на ряд вопросов и составив план по хрестоматийным темам «Образ Чацкого», «Фамусовское общество» или «Чацкий и Молчалин», то в издании 2015 года от них потребуется высказать впечатление от произведения, дав ответ на вопрос: «Печальны или смешны для вас события пьесы?».

Если старшее поколение до сих пор помнит наизусть монолог «А судьи кто?», то нынче ученики должны лишь выразительно прочесть понравившийся отрывок.

Также детям предлагается творческое задание «Кто же Чацкий – победитель или побежденный?». А для развития дара слова (!) - афоризмы из текста использовать в обычной разговорной речи.
Напоследок девятиклассники должны подготовить читательскую конференцию «Проблематика и художественное новаторство комедии», используя материалы учебника, книгу и ресурсы Интернета.
  
Какие выводы можно сделать? С одной стороны, авторы уходят от схематичности образов, опираясь на эмоциональное восприятие, с другой – явно облегчают задачу, разрешая следовать ученикам по пути наименьшего сопротивления, опираться на готовые материалы.
Для сравнения берем учебник-практикум «Литература. Русская классика» для 9 класса издания 1997 года под редакцией Г.И. Беленького. Авторы ставят перед собой цель познакомить школьников с разнообразными, иногда противоречащими друг другу высказываниями ученых и критиков, сопоставить и принять ту или иную точку зрения, выработать свой взгляд на писателя, произведение, его героев.

Вот, например, каким предстает Чацкий в высказываниях некоего Олега Сомова, опубликовавшего свои мысли в 1825 году: «Чацкий – умный, пылкий и добрый, но не свободный от двух слабостей: заносчивости и нетерпимости. Он хорошо понимает, что зря теряет время, говоря невеждам о невежестве, но таков его характер».
Александр Пушкин в письме к Бестужеву высказался вполне определенно: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными». Судя по словам «солнца русской поэзии», он отказывает Чацкому в наличии ума.

«Лучший учитель столицы Башкортостана» Гузель Леонова – преподаватель русского языка и литературы лицея «Содружество» уверена, что без учебника вполне можно обойтись. Главное, на что она опирается в своей практике, – текст произведения. Собственно учитель на то и нужен, чтобы помочь понимать прочитанное.
Вот только трех часов в неделю явно недостаточно, а Интернет вряд ли научит осмыслить ту или иную книгу. Живая беседа, горячий спор и слово учителя - хорошее подспорье для осмысления первоисточника.

По словам той же Васильевой, к 2022 году перед Россией стоит задача «вернуться в пятерку» стран по навыкам функционального чтения. Что же, поживем – увидим.
Автор: Светлана ЯНОВА.