В очереди за мечтой

В очереди за мечтой

Уфимская семья, где растет 9 детей, мечтает о собственном жилье. Но очередь за мечтой растет не в ту сторону...

При словосочетании многодетная семья у нас появляются ассоциации такого плана: не очень молодые мама с папой и трое-четверо карапузов – погодок. Однако семья Ринеля и Натальи Султановых, проживающих в демском районе, ломает этот стереотип: самим родителям около тридцати пяти, а детей у них… девять! Старшей – 16, младшему – 3.

- Нашему союзу уже тринадцать лет. Познакомились мы еще в конце 90-хх, – говорит Наталья. - Время царило тяжелое, рынок был одним из немногих мест, где можно было получить заработать. С утра я училась, а потом шла торговать, ведь надо было как-то поддерживать себя и младших брата и сестру. Родители постоянно пили, мы были предоставлены сами себе. Но по кривой дорожке я не пошла.

- И у меня история похожая, – вторит Ринель. – Родился и вырос я в Узбекистане. Затем отец и мама разошлись, жизнь круто поменялась. Сначала меня отправили в Сибирь, к бабушке с дедушкой, потом приехали сюда, затем снова- в Среднюю Азию… В 16 я вновь вернулся в Уфу. Родитель пил, употреблял наркотики, брат, бывало, голодал. Я пошел работать и добился, чтобы мой брат Адель получил аттестат об окончании школы. А сейчас у него своя семья, родился второй ребенок.

«Бросит он тебя!»

Познакомились, что называется, «у лотка». Горе каждого было похожим, но оказалось, что вместе – легче. Поначалу снимали квартиру, затем, когда пошли дети – решили оборудовать для жилья дачный домик. Утеплили его, сделали уютным, прокопали колодец. Чтобы возить детей в школу, приобрели машину.

- Мне подружки говорили: бросит он тебя, вот увидишь! Жили ведь не расписанные. Но – то не было денег, то времени. А ведь хотелось настоящей свадьбы – торжественной, с платьем… Для любой девушки это событие, которое происходит раз в жизни. Считала так раньше, и не изменила мнения до сих пор. Еще старались, как могли, поддерживать моих младших – на тот момент они были в приюте, забрать их в наш самодельный дом никто бы не дал.

- Сделать это мы смогли лишь тогда, когда уехали оттуда. Участок стало подтапливать грунтовыми водами. На время государство дало квартиру в чрезвычайном жилищном фонде МЧС, где проживаем сейчас, и родили двоих младших. Так у нас и стало 9 детей: семь кровных и двое – своих.

Эти люди, с детства привыкшие к сложностям, знают: если всегда быть единой командой и работать, то все по плечу. Ринель Султанов трудится водителем, Наталья занимается домашним хозяйством. Несмотря на обилие забот и ртов, оптимизма и жизнелюбия они не теряют. На вопрос « не страшно ли было заводить такую большую семью?» супруги отвечают одинаково – не страшно.

-У нас сначала дочки пошли, а я хотел сыновей... – смеется Ринель. - Где один, там и второй, а ту опять девочка. Надо, стало быть, уровнять.

Словом – в тесноте, да не в обиде. Правда, с платежами за коммунальные услуги неразбериха. Рассчитывают их одинаково на всех – и взрослого папу, и трехлетнего сына. Сильно бы помогли законные льготы и субсидии, но применяются они лишь по месту прописки – не в Деме, где адрес фактического проживания, а в Нижегородке, в доме отца Ринеля. Сейчас это развалина, не пригодная для жизни, к тому же записанная на брата. Оформление временной регистрации заняло много сил и времени, но оказалось бесполезным. Удалось привлечь внимание телеканала БСТ и нескольких уфимских депутатов, которые пообещали помочь с выплатой образовавшегося долга. Но месяцы прошли, а воз и ныне там.

Свой угол

- В 2009 году мы встали в очередь на получение квартиры – говорит Наталья – сделали это в администрации Ленинского района и в районной же соцзащите: в одну - как молодая, в другую - как многодетная семья. В первом случае ожидания не оправдались. Мы получили лишь сертификат на меньшую часть необходимых денег, остальные нужно было взять в кредит, у банка. Но этого не получилось.

- Учитывая, что нас 11, нужна явно большая квартира. Очередь по линии социальной защиты движется медленно. Какое-то время мы даже не могли узнать свое место в очереди. Обращались и к президенту РБ, и в приемную «Единой России»… Спустя время все же выяснили – 110. Это значит ждать еще лет пять. А еще по закону наша семья имеет право на получение земли в Уфимском районе. В эту очередь мы встали около трех лет назад. И тут произошла странная вещь: в 13-году мы были 500-тыми, а в 14 вдруг стали 713-ми. Получается, что список растет, но не в ту сторону.… В земельной палате мне дали ничего не значащую выписку, а на словах сказали: у нас такой информации нет, а где ее найти – не знаем. Но при этом скажу следующее: вставали на учет мы почти в одно время с коллегой, который в отличие от нас очень быстро продвинулся вперед, а не назад. У нас с супругой были мысли обратиться в телепередачу, на подобие «Пусть говорят». Кто знает, может быть это поможет.

Казалось бы – не жизнь, а сплошные трудности. Но глядя на их спокойные, улыбающиеся лица, понимаешь: если счастье и есть, то оно точно – не в деньгах. Однако как было бы справедливо, если бы очередь за мечтой вдруг продвинулась и в сторону Султановых...

Автор: Иван БЕГМА.