Рождение святого лика

Рождение святого лика

Рождение святого ликаВ наши дни развернулось массовое производство икон с помощью машинной печати. Однако рукописный лик остается востребованным, о чем говорит факт создания и успешной работы в Уфе сразу нескольких иконописных мастерских.

Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке и с тех пор вот уже более тысячи лет выступает одной из главных форм национальной художественной культуры. Хотя в наши дни развернулось массовое производство икон с помощью машинной печати, рукописный лик остается востребованным, о чем говорит факт создания и успешной работы в Уфе сразу нескольких иконописных мастерских: двух при Уфимской епархии РПЦ и одной частной мастерской, специализирующейся на выполнении индивидуальных заказов.

Рождение святого ликаВ отличие от художественной живописи, икона должна соответствовать весьма жестким каноническим рамкам, что обеспечивает преемственность изображения святых ликов на протяжении многих веков. Обычно мастер работает тремя методами. Первый: с помощью копировальной бумаги контур изображения переносится на новый холст, а затем получившийся набросок расписывается красками. Второй вариант – создание копии от руки, ориентируясь на стоящий перед глазами образец. При этом автор может добавлять от себя оттенки цветов, придавая им теплый или холодный тон, менять особенности одежды и прочие мелкие элементы. Третий способ подразумевает написание иконы не по конкретному образцу, а прорисовке или словесному описанию, изложенному в специальном «Справочнике иконописца». Этот подход обеспечивает наибольшую свободу творчества и объясняет большое разнообразие стилевых особенностей икон, изображающих одни и те же события и святых.

- Если у мастера нет эталона для написания иконы, что нередко бывает при выполнении заказов на создание ликов святых - покровителей конкретного человека, на помощь приходит специальный справочник, где собраны прорисовки и словесное описание внешности всех канонизированных святых, - говорит уфимский иконописец матушка Галина. – В книге описывается тип лица, например, греческий, славянский или римский, особенности прически, одежды, наличие бороды и ее тип. В справочнике также указывается содержание текста в свитках, которые изображаемый святой иногда может держать в руке.

Технология иконописи

На протяжении сотен лет иконы создавались исключительно с использованием природных материалов. В наши дни появилось множество синтетических грунтовок и красок, но большинство мастеров все равно отдает предпочтение проверенным веками материалам и технологиям.

Традиционный метод создания иконы выглядит так. За основу берется липовая или кипарисовая доска нужного размера и толщины. Далее на нее наносится левкас - специальный грунт на основе мела, размешанного на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла. Для письма используется специальная краска – темпера, основанная на натуральных цветных пигментах, растворенных в разбавленном водой яичном желтке.
Первый этап непосредственно живописной работы - прокладка основных тонов.

Далее следует наложение так называемых движков – светлых точек, пятен и штрихов на выпуклых частях тел и деталях одежды, что позволяет «оживить» изображение, придать ему динамику и объем. На заключительном этапе на одежду, волосы и другие детали иконы могут наноситься штрихи сусального золота, а по завершении всех работ для защиты и лучшей сохранности икона покрывается натуральной олифой.

Отметим, что иконописцы в принципе могут менять вышеописанную последовательность действий и исключать из нее те или иные этапы. Кроме того, в работе часто используются современные материалы, прежде всего краски и лаки, поскольку натуральные стоят дороже и их часто бывает трудно найти.

Но, по словам мастеров, применение традиционной технологии и естественных красок позволяет придать иконе особый колорит, который влияет на ее восприятие - синтетические лаки и краски часто имеют слишком яркий «неживой» оттенок и блеск.

Природные материалы еще и долговечнее современных, о чем красноречиво свидетельствуют старинные иконы, сохранившиеся практически в первозданном виде на протяжении многих веков.

Духовный настрой

Основное предназначение православной иконы – служить предметом церковного культа, защищать верующих от действий нечистых сил и быть источником духовного благоденствия. В истории христианства есть много фактов чудесного действия ликов святых, прежде всего исцеления людей от тяжелых болезней.

Согласно православным канонам, изображение становится иконой, когда на нем есть нимб, подпись, обозначающая имя святого или событие из библейских писаний. Использовать святой лик для молитвы и богослужения можно лишь после того, как церковнослужитель прочтет в храме особую молитву. Считается, что неосвященная икона не имеет сакральной силы и не может дать людям божью благодать.

Подавляющее большинство икон, продающихся сегодня в церковных лавках, не рисуется от руки, а печатается в типографиях, что делает их намного дешевле и доступнее для верующих. В принципе, разницы между иконой напечатанной и нарисованной от руки нет, при условии, что они прошли положенный обряд освящения. Но, как известно, художник вкладывает в холст часть души, что особенно важно в иконописи, где мастер, перед тем как взять в руки кисть, читает обязательную молитву и старается на время работы отречься от посторонних мыслей.
- В написании святых ликов лучше всего помогают молитва и пост, создающие особый душевный настрой, - считает Галина. – В Крестовоздвиженском храме есть центральный иконостас, написанный в Строгановских мастерских более ста лет назад. При его внимательном рассмотрении поражает одухотворенность образов, тонкость техники письма с очень изящными штрихами, которые, скорее всего, не сможет повторить современный мастер.

Возможно, здесь сказывается совершенно иной настрой наших предков. Современный человек под влиянием общества меняется в душе, и это часто не позволяет нам полностью забыть о мирском, сосредоточившись на духовной работе.
Автор: Алексей ФАТЫХОВ.