Минтранс просят отчитаться о принятых мерах по безопасности полетов

Минтранс просят отчитаться о принятых мерах по безопасности полетов

Росавиация еще в 2011 году подготовила ряд предложений по совершенствованию системы гражданской авиации, однако все они так и остались на бумаге.

Министерство транспорта РФ просят провести совещание по вопросу обеспечения безопасности полетов и отчитаться, какие меры были приняты с 2013 года после крушения самолета Boeing 737 в Казани, унесшее жизни 50 человек. Соответствующее обращение министру транспорта Максиму Соколову направил зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. Поводом к обращению послужила катастрофа A-321 в Египте, унесшая жизни 224 человек. Как отмечает парламентарий, Росавиация неоднократно представляла свои предложения для повышения безопасности — например, запретить покупку воздушных судов со сроком эксплуатации более 15 лет, ограничить использование иностранных самолетов, зарегистрированных в реестрах других стран, и создать единый госорган для управления гражданской авиацией.

Актуальные вопросы безопасности

Старовойтов в своем обращении акцентирует внимание на том, что в Минтранс неоднократно направлялись предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов в России — в 2011 и 2013 годах Росавиация сформировала целый перечень необходимых мер. Кроме того, сами депутаты поднимали вопрос о том, чтобы пассажиры могли получать максимально полную информацию о самолетах, эксплуатируемых авиакомпаниями, а также предлагали повысить зарплаты инспекторов Ространснадзора в связи с повышенной ответственностью и сложностью выполняемых задач.

Автор обращения настаивает на проведении совещания по вопросам безопасности с заинтересованными сторонами, в том числе с депутатским корпусом.

«В связи с крушением воздушного судна авиакомпании «Когалымавиа» и в целом сложной ситуацией с состоянием парка воздушных судов в РФ необходимо вновь вернуться к поставленным вопросам», — пишет Старовойтов.

По мнению Старовойтова, необходимо ограничить эксплуатацию иностранных самолетов, которые не входят в государственный реестр воздушных судов, поскольку тогда невозможно проверять их техническое состояние и осуществлять техническое обслуживание на территории России.

«Ранее неоднократно поднимался вопрос о том, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров воздушными судами, «летающими под чужим флагом». По всей видимости, это обусловлено тем, что авиакомпаниям выгоден данный формат, так как в этом случае лизинговые платежи более низкие и нет необходимости проходить таможенные процедуры, что несет дополнительные затраты, — отмечается в обращении. — Прошу выразить позицию Минтранса и рассмотреть возможность создания для авиакомпаний более выгодных условий для решения данной проблемы».

Кроме того, Старовойтов напоминает, что в 2011 году президент РФ ставил вопрос об укрупнении авиакомпаний, и просит «информировать, какая работа проведена Минтрансом по выполнению данного поручения».

Предложения Росавиации

Росавиация дважды направляла в Минтранс конкретные предложения по улучшению системы обеспечения безопасности полетов — в 2011 и 2013 годах. «Известиям» удалось ознакомиться с этими документами. Так, после катастрофы в Казани 17 ноября 2013 года, когда пассажирский самолет Boeing-737, эксплуатировавшийся с 1990 года, разбился при заходе на посадку, Росавиация рекомендовала Минтрансу законодательно запретить ввоз для эксплуатации в России самолетов старше 15 лет.

Кроме того, предлагалось с 2014 года не вносить в свидетельство эксплуатанта воздушные суда иностранного производства, которые зарегистрированы не в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, а в реестрах других стран, а с 2018 года установить полный запрет на эксплуатацию не зарегистрированных в Госреестре самолетов.

Росавиация считала необходимым создать единый орган (ведомство гражданской авиации), «отвечающий за регулирование, эксплуатационную, инспекторскую деятельность, обладающий контрольными и надзорными функциями, ведущий обязательную сертификацию». Так предполагалось исключить дублирование контроля авиакомпаний со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Росавиации, а также вести скоординированную и ясную госполитику.

Целый ряд предложений Росавиации касался повышения квалификации летного состава и сотрудников по техническому обслуживанию. Например, как считают в ведомстве, необходимо восстановить институт пилотов-инспекторов для оценки непосредственно в полете действий каждого члена летного экипажа. Для этого нужно законодательно установить порядок проведения квалификационных проверок экипажей.

Подобная практика существовала в Советском Союзе — в 1992 году при Министерстве гражданской авиации СССР работало 480 пилотов-инспекторов. При этом на момент 2011 года в Росавиации состояло только 40 госслужащих, имеющих действующее летное свидетельство. В ведомстве подсчитали, что для создания института пилотов-инспекторов ежегодно потребуется порядка 1 млрд рублей из бюджета.

Еще одна предлагаемая Росавиацией мера — ввести обязательную сертификацию служб наземного обслуживания воздушных судов аэропортов (Ground Handling).

«Отсутствие нормативной базы наземного обслуживания ВС, четкого понимания задач и распределения ответственности между авиакомпаниями, организациями технического обслуживания и ремонта и Ground Handling стало одной из причин нескольких аварий в 2012 году. 2 апреля 2012 года самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Тюмень–Сургут, меньше чем через минуту после взлета потерпел крушение. МАК установило, что непосредственной причиной катастрофы явилось принятие командиром решения на вылет без проведения противообледенительной обработки».

В Министерстве транспорта РФ «Известиям» не смогли оперативно предоставить комментарий.

Однако ранее в ведомстве заявляли, что в конце 2013 года министерство представило в Правительство предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов, в том числе с учетом замечаний Росавиации.

— Специалисты пришли к мнению, что безопасность полетов зависит не от возраста ВС, а от его летной годности. Страны, эксплуатирующие самолеты старше 50 лет, демонстрируют высокие показатели безопасности полетов, — отметили тогда в пресс-службе.

Главред отраслевого портала Avia.Network Роман Гусаров назвал «неудивительным» нерасторопность Минтранса в части реализаций предложений Росавиации.

— Минтранс отстаивает интересы не только авиации, но и целого ряда других направлений. При этом создается впечатление, что интересы авиации на последнем месте. Сейчас размытость обязанностей и ответственности между целым рядом ведомств Минтранс устраивает, а желание Росавиации выйти из-под контроля воспринимается как сепаратизм, — считает Гусаров. — Все проблемы в отрасли происходят из-за того, что нет эффективной системы управления и контроля. Очень много ведомств, компании замучили проверками, а в то же время, когда что-то происходит, никто из ведомств ни за что не отвечает. Должен быть единый орган, который контролировал бы все процессы и отвечал за порядок в этой сфере.

При этом Гусаров раскритиковал два других предложения Росавиации: запретить ввоз для эксплуатации самолетов старше 15 лет и эксплуатацию судов, летающих «под чужим флагом».

— Эти два предложения губительны для авиаотрасли в целом. Что касается возраста самолета, то нет такого понятия «старый самолет». В течение всей своей жизни самолеты постоянно ремонтируются, на них заменяют детали. То есть по сути вся начинка самолета неоднократно меняется и 15-летний самолет может по своем составу оказаться даже новее, чем 12-летний, — считает эксперт. — К тому же самолет — это финансовый инструмент для лизинговых структур. Они покупают самолеты, вкладываются в него как в инструмент для дальнейшего зарабатывания денег. При этом они начинают получать прибыль только после 15-летнего возраста — до этого компании выплачивают кредиты, страховки. Если лизингодатель будет понимать, что его самолет через 15 лет не будет ничего стоить и он не сможет его сдать в аренду, то он не будет вкладываться.

Также Гусаров пояснил, что сейчас российские авиакомпании на 90% эксплуатируют иностранные самолеты, которые принадлежат иностранным лизинговым компаниям.

— Иностранцы не хотят, чтобы их имущество попадало в российскую юрисдикцию. Во-первых, у российских регулирующих органов плохая репутация и считается, что в России плохой контроль за состоянием судов. После нахождения в российском реестре самолеты крайне тяжело берут зарубежные компании, — говорит он. — К тому же иностранцы не доверяют российской правовой системе, они ее не понимают. И в случае возникновения каких-либо спорных ситуаций они предпочитают, чтобы их самолет был где-то в зоне британского права, понятного им, где они могут отстоять свои права собственников. Поэтому одним из главных условий лизинговых компаний, которые продают свои самолеты нашим перевозчикам, является регистрация в иностранном реестре.

В связи с этим Гусаров отметил, что если наши компании будут требовать зарегистрировать суда в России, то лизингодатели сразу же поднимут на них цены.

— Суда под чужим флагом могут обслуживаться в любой стране, в любом сертифицированном производительном центре, — отметил он.

Законодательные инициативы

После авиакатастрофы неподалеку от Синая депутаты Госдумы уже выступили с рядом инициатив. В целом депутаты сходятся на том, что российский рынок авиаперевозок должен быть под контролем у государства. Таким образом, убеждены парламентарии, на первом месте будет стоять именно качество и безопасность пассажирских перевозок, а не получение прибыли.

Так, глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков предложил ограничить рынок двумя-тремя авиакомпаниями. Идея Пушкова нашла поддержку у депутата Романа Худякова, который также считает, что на рынке должны остаться лишь те компании, «которые способны гарантировать качество и надежность оказываемых услуг». Для того чтобы при таких условиях не допустить монополизацию рынка Худяков считает необходимым привлечь ФАС. В свою очередь, депутат Олег Нилов и вовсе предложил допускать к работе только те авиакомпании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.

Также депутаты вернулись и к теме запрета полетов для самолетов старше 15 лет. Соответствующий законопроект группа депутатов во главе с Владимиром Гутеневым внесла в Госдуму еще в 2013 году, однако законопроект получил отрицательное заключение ответственного комитета и был отозван.

Сейчас об этой идее заговорили снова. Первый замглавы «Справедливой России» Михаил Емельянов отметил, что фракция может внести соответствующий законопроект.

Утром 31 октября российский пассажирский самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа», следовавший рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариша. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа — все они погибли. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю российской и советской авиации.

Автор: Екатерина ТИМИРЯЕВА.