Любовь «измерят» полиграфом

Любовь «измерят» полиграфом

Корреспондент журнала "Уфа" узнала все о детекторе лжи

В январе свое пятилетие отметил Республиканский центр кадрового тестирования, созданный на базе Башкирской академии государственной службы и управления. За эти годы через его профессиональное «око» прошли более 4600 человек. Благодаря такой работе отбор претендентов на государственную и гражданскую службу стал более прозрачным и эффективным, были сформированы механизмы продвижения кадров. О том, какими качествами должен обладать чиновник, о коррупционных факторах и возможностях тестирования мы беседуем с начальником РЦКТ, доктором политических наук Рустемом Латыповым.

- В свое время вы работали на различных должностях госслужбы. На ваш взгляд, нужна ли была реформа кадровой системы?

- Кадровая политика появилась тогда, когда появилось государство. Как и всякий социальный институт, он развивался, и к 70-80-м годам наша страна соответствовала уровню наиболее передовых странах Запада. Но в 90-е произошел инволюционный процесс, мы вернулись к более простым архаичным формам, даже деградировали. Решения опустились на уровень 19 века, с характерным ничем не ограниченным протекционизмом назначений. У американцев принцип «Добыча – победителю», провозглашенный президентом Эндрю Джексоном, запретили во второй половине 19 века. Его сменила меритократическая политика, основанная на системе личных заслуг человека, равных правах граждан при замещении должностей госслужбы.

Когда лихие годы в России завершились, началось время реформ, в том числе административной, которая еще не завершена. Создание центра - элемент данного процесса, движения в сторону меритократии.

- Что сейчас представляет собой РЦКТ?

- Сегодня мы проводим все виды компьютерного тестирования, позволяющие оценить профпригодность, общественно-политический уровень подготовки. У нас один из самых крупных в России специализированных компьютерных классов для тестирования госслужащих, он входит в пятерку лучших по стране.

Есть помещение для проведения ассесмент-оценки, оснащенное кабиной наблюдателей и зеркалом Гезелла. Это и собственная лаборатория для проведения психофизиологических исследований, тестирования на полиграфе. Также мы работаем как тренинг-центр, привлекая известных профессионалов для обучения уфимцев современным кадровым технологиям.

- Какие испытания проходят претенденты на госслужбу и действующие чиновники? За пять лет они изменились?

- Тесты обновляются каждый год, меняется их конфигурация, они становятся сложнее. Вначале мы давали всего два, а сейчас для специалистов их три, для руководителей - четыре. Претенденты показывают свое знание законов, русского языка, информационных технологий и проходят обширное личностно-психологическое тестирование. Раньше использовался усеченный тест Кеттелла, сейчас – полуторачасовой «LeaderChart», где проверяются профессиональные способности. Он показывает, готов ли человек к работе с цифрами или нацелен на коммуникации, он «процессник» или «результатник» и многое другое.

- Бывает так, что человек получает совсем не тот результат, которого ожидал?

- Иногда люди на определенном этапе жизни начинают считать себя специалистами во всем. Но если не развивать компетенции, то они могут оказаться ниже среднего. Или если много лет не было практики. Показав компьютеру красный диплом, ты не получишь автоматически стопроцентного результата. Подготовка просто необходима.

- Можно ли по тестам выявить коррупционера?

- Есть тест социальных установок, который отчасти имитирует полиграф. Он позволяет на стадии отбора увидеть возможные риски отклоняющегося поведения кандидата. А коррупционный фактор помогает выявить полиграф.

- В каком случае его используют?

- Для проверки персонала, служебных расследований, скрининга при приеме на работу. К нам в основном обращаются с предприятий, для плановых проверок, профилактики. У кандидатов проверяют криминальное прошлое, патологические зависимости, нарушение служебной дисциплины. Гораздо реже проводят расследования. И абсолютное большинство тестируемых – мужчины. А вот в Москве частные агентства почти в 100 % случаев проверяют женщин. Там распространены тесты на супружескую измену.

- Разве в ней только женщины виноваты?

- Нет, это всего лишь особенность гендерной психологии. Если мужчина виноват, он откажется проходить тест. А женщина все равно согласится.

- Наверное, каждая в душе надеется, что сможет обмануть машину?

- Обойти полиграф нельзя. Те рекомендации, которые даются в Интернете, помогут не обмануть технику, а сорвать исследование, не дать снять полиграмму. Если я вижу, что человек прибегает к таким методам - сжимает мышцы, колет себя кнопкой, то спрашиваю, добровольно ли он пришел. Никто не имеет права заставлять проходить полиграф. А руководитель потом все равно по моему заключению сделает определенные выводы.

- А если использовать «запрещенные» препараты?

- В предварительной беседе я всегда рассказываю о способах противодействия и почему так нельзя делать. Таблетки, которые продаются в аптеке, не помогут. Разве что сильные психотропы, но они превращают человека в овощ. И без рецепта их не продадут. То же самое с алкоголем и наркотиками. Если человек в измененном психическом состоянии, то полиграмму снимать запрещено.

- Значит, что детектор дает стопроцентный результат?

- В исследовании важен уровень мотивации. Чем она выше, тем точнее результат. При шуточном тесте мотивация нулевая, в этом случае возможна ошибка. Полиграф не оракул. Поэтому сложнее всего, к примеру, тестировать уголовников со стажем, воров в законе. Для них тюрьма – дом родной и нет мотивации избежать наказания. Хотя и их уличают. Чем больше человек хочет «проскочить», тем больше попадается.

- Для чего детектору столько датчиков?

- Давайте по порядку. Мы используем полиграф модели «Диана». Первое - сенсорный блок, основное связующее звено между датчиками и компьютером. Затем устанавливаем датчик тремора – он покажет, не оказываете ли вы мне физического противодействия путем сжатия мышц. В этой конструкции полиграфа он располагается под ножками стула. Затем крепим датчики дыхания, нижний и верхний. Физиология такова, что мужчины дышат животом, у них диафрагмальное дыхание, а женщины - грудью. Но ставят всегда оба датчика. Когда вы нервничаете, хочется чаще и глубже дышать. При стрессе в легких повышается выделение углекислоты, этот показатель мы и фиксируем. На руку ставим датчик артериального давления. Нервничаете ли вы – не имеет значения. Так как ваши реакции одинаковы при ответе на все вопросы. А вот если давление подскочило только на одном… Так, ноги не скрещиваем, руки кладем на колени ладонями вверх.

- Тестирование еще не началось, а уже становится не по себе. А вы сами проходили полиграф?

- Конечно, когда учился в Москве, курсанты для опыта проверяли друг друга. Теперь перейдем к пальцам. Датчик кожно-гальванической реакции определяет интенсивность внутриклеточного натриевого обмена. Каждую секунду жизни клетки нашего организма всасывают соль. В стрессовых ситуациях ее усвоение усиливается. А натрий - прекрасный электропроводник. Датчик ФПГ (фотоплетизмограмма) фиксирует состояние вашей сердечно-сосудистой системы, что определяется приливами крови к конечностям. Мы установили оборудование, теперь можно начинать тестирование.

- Как проходит исследование?

- Я работаю по принципу воронки. Вначале провожу беседу. Даю метод контрольных вопросов. Есть много ее разновидностей, я использую скрининговую с вопросами направленной лжи (DLST), где ставлю интересующий заказчика вопрос. В тестировании вопрос всегда задается трижды. И есть градация: причастен, не причастен и между ними зона неопределенности. Чтобы определить причастность, нужна одинаковая реакция все три раза.

- А влияет ли менталитет или внутренние психологические установки на правильность теста?

- Нет, так как в исследованиях на полиграфе все вопросы точные. Никогда не спрашиваются абстрактные понятия. К примеру, измена или коррупция – абстрактные понятия, каждый воспринимает их по-своему. Поэтому вопрос задается конкретный: где и когда изменял, брал деньги в руки или нет. Менталитет тоже не влияет, главное, чтобы полиграфолог и испытуемый говорили на одном языке.

- Спасибо за интересный опыт! Не предполагала, что даже шуточный тест на определение имени «выдаст» меня на все сто. Говорят же, что для человека самый приятный звук – когда произносят его имя. Сердце начинает биться быстрее и, похоже, это действительно так!

- Мы даже в шутку говорим, что полиграфом можно измерять любовь. Но вся сложность в том, что на любовь, как и на ненависть дается одинаковая реакция.
Автор: Жанна ВЕРТИНСКАЯ