Горячий лед шорт-трека

Горячий лед шорт-трека

Характер видно с детства. Когда много лет назад на чемпионате города по шорт-треку Семен Елистратов, тогда еще школьник, занял четвертое место, и ему достался утешительный приз - «За волю к победе», это послужило хорошей мотивацией для будущего олимпийского чемпиона Сочи.
Елистратов редко дает интервью из-за плотного графика. Вот и в этот раз, едва вернувшись из Кореи, сразу стал готовиться к чемпионату мира в Канаде. Но для журнала «Уфа» он сделал исключение, правда, разговаривать пришлось по скайпу в перерывах между тренировками. Семен оказался пунктуальным и основательным человеком, и мы довели и это дело до конца.

- Трудно далось решение о поездке на Олимпиаду в Пхенчхан?
- Когда стало известно, что половина спортсменов не поедет, нас собрали и сказали: «Принимайте решение сами. Для тех, кто не поедет, будут устроены альтернативные игры». Я особо не думал. Жена Юля и родители меня поддержали. Сказали: «Надо ехать». Это лишь утвердило меня в решении: «Это же Олимпийские игры!».
- Из сильнейших в составе сборной России вы были один. Как себя чувствовали, давил груз ответственности?
- Когда столько лет идешь к цели, то все отработано до автоматизма. Но психологически было сложно - давление ощущалось со всех сторон. Выходил на лед с мыслью – биться до конца. И у меня получилось. Но «бронза» стала самой тяжелой и выстраданной. Посвятил ее тем атлетам, которых несправедливо отстранили от участия в Олимпиаде. Я не политик, а простой «воин», «солдат» и сделал свое дело.
- Какое отношение было к нашим спортсменам в Пхенчхане?
- Скажу за себя. Адекватное, единственно напрягало, что нас все время фотографировали члены Олимпийского комитета, чтобы мы, не дай бог, не нарушили требований к экипировке. На открытии Игр не был – на следующий день был старт, а в конце заболел и пропустил закрытие. На родину вылетел вместе со всеми. Много положительных эмоций получили в аэропорту, где нас встречали сотни болельщиков. Потом была встреча в Кремле. Президент вручил награды, мне - орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
- Как вам Корея?
- Страна нравится, особенно Сеул, где у нас проходят сборы. Но почти месяц — много. Хотелось домой. Борща домашнего, пельменей бабушкиных. Надоело есть рис. Говорил супруге: «Юль, я вернусь, чтобы дома риса вообще не видел в ближайший месяц».
- Вы завоевали первую медаль на этих Играх, открыли, что называется, счет победам. Но были и те, кто боролся и не победил.
- Это были непростые Игры. Мне кажется, что все, кто принял в них участие, заслуживают уважения, уже чемпионы.
- Ваш результат на чемпионате мира в Канаде показал, что вы не расслабились после Олимпиады. Но ведь наверняка хотелось?
- Да, собрать себя после того, как завоевал медаль на наивысших в карьере соревнованиях, непросто. Но я давно в спорте и отдавал себе отчет, что жизнь на этом не заканчивается. Мотивировало то, что на чемпионате мира мы выступим эстафетной командой. А расслабиться я всегда успею. Спортивная карьера очень коротка.
- Вам - 27. Думали об ее окончании?
- Пока нет, у каждого свой срок, который зависит и от мотивации, и от состояния здоровья, и других факторов. Словом, каждый решает сам.
- А на какой возраст вы себя ощущаете?
- В конце сезона на все 50 (смеется). А когда иной раз покупаю вино, чтобы выпить по бокалу с женой, продавец спрашивает у меня паспорт. А если серьезно, когда утром вижу в зеркале уставшие глаза и морщинки возле них, то понимаю: уже не мальчик.
- В общественных местах вас узнают?
- Очень редко. На светских мероприятиях не бываю – нет времени и не особенно люблю такие тусовки. Чувствую себя неловко, когда выражают восхищение, стесняюсь, краснею даже. Все чествования достаточно сильно расслабляют. Считаю, что спортсмен должен быть голодным до побед, до соревнований.
- Чем занимаетесь, когда не тренируетесь?
- Читаю книги. Особых предпочтений нет. Жена что-то советует – от этого отталкиваюсь. Люблю музыку. Всегда ее слушаю, когда разминаюсь, между забегами. Могу послушать Александра Розенбаума, а потом — AC/DC. И Аллу Борисовну Пугачеву — у нее на самом деле много хороших песен, довольно глубоких и со смыслом.
- Есть мнение, что интеллект спортсменам не особо нужен, что думаете?
- Думаю, стереотип, не более. Зачем кому-то что-то доказывать. Больших успехов нельзя добиться, если нет головы на плечах.
- С одной стороны - у вас большой спортивный стаж, а с другой –жизнь спортсмена такого класса ограничена определенными рамками. Чему вы научились в человеческом плане?
- Родители дали правильное воспитание. И до определенного возраста мне сложно было говорить «нет», сейчас научился.
- Есть ли у вас кумиры в спорте и жизни?
- Для меня самый большой авторитет – мои родители. Они со спортом не связаны. Мама – педагог, папа – строитель, младший брат пошел по его стопам.
- Вы бы отдали своего ребенка в спорт?
- За руку вести не собираюсь. Но направить могу. Как меня в свое время. Я за свободу выбора и поддержку. Помимо спорта есть масса занятий, где можно добиться впечатляющих результатов.
- Вы суеверны, есть ли какие-то вещи, которым вы следуете в дни стартов?
- Нет. Столько тренироваться, чтобы потом списать неудачу на какие-нибудь приметы? Тогда значит у тебя проблемы с головой.
- Кто-то из родных ездил в Корею?
- Рядом был только тренер Андрей Иванович Максимов. Мы с ним вместе много лет. Впервые встретились, когда он пришел набирать для занятий шорт-треком пятиклашек в школу №31. Среди новобранцев был и я. Иногда мне кажется, что Андрей Иванович знает меня лучше, чем я сам. Он всегда со мной: в успехах и неудачах. Тренер он жесткий, прямолинейный. Никогда не церемонится. И зачастую всегда оказывается прав. Думаю, что всеми победами обязан ему.
Мама смотреть соревнования не может - нервов не хватает. Держит за меня кулачки, спрятавшись в другой комнате.
- Вы производите впечатление человека без эмоций, но не смогли сдержать слез, когда взяли «бронзу» на Олимпиаде. Такие моменты еще были?
- На свадьбе. Когда Юлькин папа взял ее за руку, подвел ко мне и сказал: «Теперь моя девочка стала твоей. Береги ее». Это было в сентябре 2015-го. С Юлей знакомы со школьной скамьи: мне было 16, ей – 15. А поженились почти 10 лет спустя. Мы с женой очень похожи по взглядам на жизнь. На первом месте у нас семья. Я прекрасно понимаю, что бы ни случилось, будет на кого опереться. И если придется выбирать между семьей и карьерой – даже думать не буду. Юля меня вдохновляет. А когда случаются неудачи, всегда говорит: «Руки-ноги есть, целый-здоровый, на спорте жизнь не заканчивается!».
- В соцсетях появились фото, как вы с женой отмечаете День святого Валентина…
- Ну, мы дарим друг другу сердечки. Говорим хорошие слова. Но я и без всякого праздника могу сказать, что мне повезло с женой. Она чуткая и заботливая.
Автор: Светлана ЯНОВА.