За стенами психиатрической больницы

За стенами психиатрической больницы

Наш корреспондент посетила Республиканскую клиническую психиатрическую больницу. Что ждет ее за решетками на  окнах? Буйные больные, карцеры, надзор санитаров или....

По данным ВОЗ психическими расстройствами  страдает ¼ часть населения планеты. И вообще тенденция идет к тому, что эти заболевания выходят на третье место после сердечно-сосудистых и онкологии. Здесь лечатся воины-интернационалисты, от тяжелой депрессии - родители, потерявшие детей, и даже малыши, начиная с трех лет. Так что, перефразируя известную поговорку, можно с уверенностью сказать: «От тюрьмы да от сумы и от «Базилевки» не зарекайся!». 

Невеселые песни

  Больница представляет собой огромный больничный городок в 43 гектара из нескольких десятков корпусов, она уникальна по своей структуре. На территории есть свои инфекционный и туберкулезный корпуса и даже реанимация. В больнице работают врачи 39 специальностей.

  Когда клиника переехала сюда с ул. Владивостокской, здесь были только одни типовые корпуса, благоустраивалось все руками сотрудников. Появились газоны, клумбы, зеленые насаждения и ели. Инструкторы по трудотерапии совместно с пациентами создали удивительные скульптуры. А за последние годы появились новые «постояльцы» - страусы и лошади башкирской породы - с широкой спиной, выносливые и неноровистые. И взрослые, и дети могут не только подойти и погладить их, но и получить специальные оздоровительные сеансы иппотерапии.

В актовом зале судебно-психиатрического корпуса больницы нас уже ожидали с концертом, подготовленном пациентами, совершившими особо тяжкие преступления. Их признали невменяемыми и вместо колонии направили на излечение в Базилевку.



- Излечение болезни – совместный процесс, сотрудничество между медработниками и больным, - объяснил главный врач больницы Ринат Валинуров.

Здесь вполне профессионально считают, что можно обратить человека к лучшей жизни любовью, лаской и терпением. А потенциальных преступников, которых освидетельствуют на предмет вменяемости, содержат в особом блоке, охраняемом полком МВД, и очень надежно.

Недуг творчеству не мешает

Тепло, чисто, уютно, пятиразовое питание и подарки под Новый год, есть мусульманская и христианская молельные комнаты. Батюшка и мулла здесь частые гости.



Мало кто знает, что для людей с особенностями психического развития существуют фестиваль «Нить Ариадны» и уникальный конкурс «Голос» (наподобие тому, что транслируется по Первому каналу). И вот наши больные там – в числе первых. «Особые пациенты» выезжают в другие города: в Москве им предоставили подмостки театры Армена Джигарханяна, имени Мейерхольда и Ермоловой, на которых они выступали со своими спектаклями. Многие пациенты в больнице получают вторую специальность – швеи и столяра, умеют вязать, вышивать, делать картины из батика и шерсти, да много всего, чего не перечислишь. В 2018 году получили дипломы портных 12 человек, мастера растениеводства - 23. При выписке приедут домой к себе в какой-нибудь район. Где взять работу? А тут уже готовый специалист, и профессия востребованная.



Детская душа как бабочка

Детский корпус отличается от других – расписан как сказочный дворец. Мы постарались пройти буквально на цыпочках, заглядывая в палаты: шел тихий час. Родители случается, доводят болезнь до крайнего состояния, боясь специализированной клиники: «Мой ребенок не психбольной!». Никто детей к таким не причисляет.

  Отделение рассчитано на 65 круглосуточных коек, единственное в республике. Сюда поступают дети с трех-четырех лет. До этого возраста работать с психиатром не принято, только с неврологом или психологом. Диагнозы разные: умственная отсталость, нарушения поведения, аутизм, органические поражения головного мозга, полученные в основном при родах. У кого-то родители ведут асоциальный образ жизни и не занимаются детьми вообще. Кто-то, наоборот, из благополучных семей, но с очень серьезной задержкой психического развития, с аутизмом. Ребятишки трудно обучаемые и не способные позаботиться о себе.


На одном из мероприятий женщина благодарит главного врача больницы за возвращение сына к жизни.

 

Здесь помимо медикаментозного лечения применяются уникальные психокоррекционные методики, в том числе аудиостимуляция, транскраниальная стимуляция головного мозга.


- Поступают ребята гиперактивные, с агрессией и психомоторной возбудимостью. Все больше обращений с депрессивной симптоматикой. И если раньше, лет пять назад такие расстройства у детей наблюдались редко, то сейчас все чаще и чаще. Причиной тому - семейные и школьные неурядицы. Проблемы в семье, когда родителям некогда заниматься детьми либо они выясняют отношения друг с другом. Есть, к сожалению, и ребята с попытками суицида, - говорит заместитель главного врача, главный детский специалист-психиатр Минздрава РБ Инесса Ахмерова. - Однако хочу сказать, суицид – не психическое заболевание, а импульсивное действие, которое как раз обусловлено нарушением адаптации в окружающей среде. Встречаются случаи, когда дети наносят самоповреждения, чтобы физическим воздействием хотя бы немного унять душевную боль.

Два года назад девочка из благополучной семьи попала в клинику с тревожными симптомами. В состоянии глубокой депрессии на фоне семейных неурядиц, она отказывалась от еды, наносила себе повреждения на бедрах, заглушая тем самым душевную боль. Семья не понимала, что происходит. Выяснилось, что девочка чувствовала себя брошенной. Специалисты провели с ней курс лечения, психокоррекционную работу с семьей, все закончилось благополучно.

Другой также показательный случай говорит о том, что взрослые должны быть внимательнее к детям. Девочка 10 лет - победительница многих конкурсов, отличница, единственный ребенок в семье, вдруг стала отказываться от еды. Сначала все меньше и меньше, затем вообще перестала есть. Родители на приеме разводили руками, не понимая, в чем дело. Прошли все обследования – ребенок в принципе здоров. Но когда психотерапевты привели с ними работу, оказалось, что папа и мама на грани развода, причем тщательно скрывали это. Отец уже уходил из семьи, но ребенку сказали, что он в командировке. Мать украдкой плакала, и девочка сделала для себя выводы. Пришлось ее уже через реанимацию выводить из этого состояния. Через месяц она набрала вес, ее выписали с положительной динамикой.



- Дети рафинированы, инфантильны. Если мы в 15-летнем возрасте были уже достаточно самостоятельны, то сейчас этих подростков встречают со школы бабушки, дедушки или няни. Понятно, что родители бояться преступности, но такой подход отражается на социальном созревании детей, - пояснила Инесса Юрьевна. - Дети больше общаются через гаджеты, чем воочию. Ребенок не может найти выхода из душевного дискомфорта, а тут еще пропаганда СМИ и фильмы, где насаждают насилие и половую распущенность. Уже подрастает второе такое поколение, и пока социальная политика не изменится, ситуация будет только ухудшаться. А медики и педагоги остаются крайними в этой ситуации.

  Но в основном в отделении находятся дети с органическим поражением головного мозга: тяжелая наследственность, травмы в детском возрасте, патологические роды, умственная отсталость. Случается, поступают сюда, не умея говорить, а после лечения появляется речь. И даже когда ребенка выписывают под амбулаторное наблюдение, он имеет возможность приезжать на различные сеансы: логопедические, психокоррекционные, иппотерапию.

Мало кто знает, но совместно с педиатрами детский врач-психиатр участвует в диспансеризации с годовалого возраста ребенка. На детский амбулаторный прием консультативно-диагностического отделения Республиканской клинической психиатрической больницы может обратиться любой житель республики до 18 лет с паспортом и законным представителем. Вся психиатрическая помощь – бесплатна, она входит в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Стоит отметить, что психиатрическая служба республики Башкортостан признана лучшей в стране и удостоена высшей награды – главной премии Всероссийского конкурса – «Золотой бабочки».



Автор: Ирина Шипунова