Пульсация древности на сцене

Пульсация древности на сцене

«Услышал эти слова Урал-батыр и открылась ему великая тайна жизни, великий ее смысл. Оглядел он безжизненную землю, дикие скалы, что взгромоздились над поверхностью исчезнувшего волшебного моря — на эти дикие безобразные скалы, лишенные покрова, на пустоту, в которой ни зверю укрыться, ни человеку найти себе приют».

В Башкирском театре драмы им. М. Гафури готовятся к постановке народного эпоса «Урал-батыр». Спектакль будет приурочен к 100-летию республики и вековому юбилею театра, а сам проект реализуется на грант главы республики. Постановкой занимается известный якутский режиссер, народный артист России, обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» Андрей Борисов. Около четверти века он являлся министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), лауреат и победитель всевозможных премий и фестивалей, в числе которых есть Госпремия СССР. Также он – режиссер монгольского фильма «Тайна Чингис Хаана». Его имя связывают с процессом духовного возрождения и развития искусства народов Якутии, Евразии.
- Эпос – виртуальный мир, созданный внутри самосознания народа и ставший книгой, музыкой. Изучить «Урал-батыр» от начала до конца невозможно, настолько он вобрал в себя все прошлое нации. Я знаю многие эпосы мира, но именно в башкирском очень плотно и очень внимательно гений народа осмыслил становление своей истории. При этом в нем пульсируют образы мировой культуры,- считает он. - Есть театр европейский, есть азиатский, а евразийский только начинает оформляться. И в этом смысле в нашей работе присутствует «будущего зов».
Перед работой Андрей Борисов провел древний обряд «дэйбиир», разогнав метелкой из конского хвоста злых духов.
По словам художественного руководителя Башдрамтеатра Олега Ханова, «Урал батыр» - начало большого евразийского проекта, посвященного вековым произведениям разных народов, автором которого является Андрей Борисов. Он берет начало еще с 90-х годов, когда режиссер обратился к этому жанру на сцене.
- Это не спектакль ради спектакля, а часть большого проекта всероссийского, а может, и международного масштаба – возрождение эпического наследия народов Евразии. Мы решили начать его с Алтая – колыбели тюркских народов, - сказал Андрей Саввич. - После постановки «Маадай-Кара» работал над «Кудангса Великим» Платона Ойунского, якутского Гомера и сделал олонхо литературным памятником. А сейчас мы приехали в Уфу, чтобы поставить «Урал-батыр».
Надо отметить, что мэтр осуществил более 50 постановок не только в родной Якутии, но и в театрах Москвы, Иркутска, а также в Китае и Турции. В Уфу режиссер приехал со своей командой художников, которые вместе с башкирскими коллегами будут работать над сценографией. Постановочная группа пробыла в Уфе четыре дня. За это время она встретилась с заместителем министра культуры РБ Шамилем Абдраковым, научным консультантом Закирьяном Аминевым, посетила музеи Уфы. Якутский режиссер также побывал в киностудии «Башкортостан», которая будет задействована в спектакле. Борисов считает, что визуализация «Урал батыра» должна быть построена на стыке новых технологий и эпического материала.
Автор: Зиля БАДРИЕВА.