Культура, Афиша
«Елки» - 1914: «Совсем как мы»
Авторы новых "Елок" не слишком увлекались историческими деталями – скорее использовали их как украшения для своей «елки»..."
Накануне волшебной новогодней ночи жители разных городов России, как в предыдущих фильмах, попадают в разного рода неприятные, а порой и безвыходные ситуации, когда спасти их может разве что свойственное этой ночи чудо. Только теперь это ночь рождественская, поскольку «на дворе» - декабрь 1914 года.Естественно, авторы не слишком увлекались историческими деталями – скорее использовали их как украшения для своей «елки». К примеру, стержень сюжета – девушка строгих моральных принципов Татьяна (Вера Панфилова), с которой начинающий авиатор Иван дал себе зарок пройтись в вальсе под рождественской елкой – вряд ли могла быть хирургом. Ну да так ли это важно? Планы Ивана (Александр Паль из пессимистической комедии «Горько») под угрозой не столько потому, что Татьяна считает летчиков легкомысленными, а потому, что Государственная дума постановила отменить рождественские елки, поскольку обычай наряжать их Петр I позаимствовал у врагов – немцев. Значит, нужно собирать петиции за отмену запрета, и Иван готов на все, чтобы собрать миллион подписей! Процесс их сбора в разных городах и служит внешней объединяющей нитью фильма. (Но хотя танцевать под елкой, конечно, полезно – непонятно, как медсестрам в госпитале хватает времени считать петиции: война уже идет.
Правда, к концу 1914-го счет был в пользу России: у Австро-Венгрии захвачены Львов, большая часть Галиции и Буковина). В культурном слое далее обнаруживаются футуристы – поэты, художники – и вместе с ними известный анекдот о Маяковском, который подвесил рояль к потолку (как известно, когда рояль упал на жандарма, то рояль расстроился, а Маяковский – нет). Но настоящие неприятности назревают у Петра (Артур Смольянинов) - жандарма и фигуриста в одном лице, который хочет участвовать в соревнованиях на Кубок стран Антанты (и к тому же имеет виды на свою партнершу Ксению), но не хочет проделывать это в футуристически желтом костюме и на глазах предубежденного начальства. Решительную победу над зрителем и всеми возможными недоброжелателями русская культура одерживает с выходом Федора Шаляпина (Ильдар Абдразаков): он дает (под наряженной, несмотря на запрет, елкой) благотворительный концерт. «Для пущего веселья в фильме присутствует и дрессированный медведь (какая ж дореволюционная Россия без медведя) – правда, начало невеселое: мишку барин решил принести в жертву знакомому важному чиновнику, который в награду за знатную охоту обещал ему хорошую должность. И некому защитить мишку, кроме бесправного «дрессировщика» Сеньки.
В безвыходной ситуации оказывается и герой Семена Светлакова Евгений (небольшая бородка придает ему нечто исконно русское и даже православное). Дом его на черноморском берегу заложен и выкуплен заклятым антагонистом Борисом (Иван Ургант) – а ведь у него уже три дочери, и жена Тонечка вот-вот должна родить еще (при этом человеку всего около 30, вот ужас-то для современных мужчин).
Новоявленный комбинатор и предприниматель Борис во что бы то ни стало намерен вытряхнуть из дому незадачливого Евгения вместе со всем семейством… но к тому, чтобы по традиции отметить рождество в фамильном поместье, съехались и Елена Павловна, и Василий Григорьевич, и Мария Афанасьевна – словом, тьма-тьмущая родственников… И еще в конце 1914-го можно было сказать: «Да как же это! Сегодня ж Рождество! Как же мы уедем, мы ведь все вот на этом диване родились!» - и все плохое отменить, «отмотать назад», и не хватит у новоявленного бизнесмена духу выставить всех вон. Не сформировалась еще у многих россиян вот эта решимость – выгрызть свое любой ценой. Ничего, скоро начнет формироваться.
В общем, каждого героя авторы фильма проверяют: есть ли у него нечто святое, ради чего можно пойти на все и все стерпеть? Если есть – действуй, и люди помогут, и новогоднее (рождественское то есть) чудо свершится! И ночная мгла расступится перед начинающим летчиком, и начальство строгое смягчится. «За 100 лет столько раз все менялось, но мы остались прежними - и каждый год мы надеемся, что одна ночь все изменит», - произносит «от автора» новую объединяющую регионы и века идею голос Константина Хабенского. Может, что-то и изменит. Ведь все уже поняли, что поверить в чудо и осуществить его придется самим...
Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.