Дыхание деревьев, глаза зверя

Дыхание деревьев, глаза зверя

Возможность посмотреть в течение месяца уникальные картины старейшины башкирского авангарда Михаила Назарова уфимцам предоставляет галерея Мирас. Неизменный интерес вызывает и сама личность 91-летнего художника, прошедшего путь от деревенского мальчишки до классика изобразительного искусства страны.

«Мой опыт» - так называется экспозиция, где раскрывается тема российской деревни, ее судьба и люди. Михаил Алексеевич был свидетелем самых разных эпох, прошел через горнила мощных социально-исторических метаморфоз, но остался верен «своей правде», своему неповторимому стилю. Его опыт подразумевает не столько пластический язык, сколько философские обобщения, ответы на вечные вопросы бытия.
- Залы галереи «взорвали» двухметровые полотна мастера, новые произведения на его главные темы – судьба деревенского быта и природы в контексте вечных категорий мира, - рассказывает арт-директор галереи Ольга Рамазанова. - В непрерывных поисках истины он никогда не боялся «сложных сцеплений», он суров и прост, и его философия может быть выражена в одном или нескольких живописных восклицаниях. По теории «сквозного действия» важно то, что «просвечивает» за написанным на холсте, своеобразные «сколы с вечности», подвластные его смелой кисти.
- Нужно понимать, что красота и красивость — это абсолютно разные вещи, - подчеркивает Назаров. - Детально изобразить конкретный предмет для меня не так важно. Куда важнее чувства, которые я при этом испытываю. Главным становится бытийное и эмоциональное пространство, окружающее этот конкретный предмет.
Особые стилистические приемы живописца – намеренная деформация предмета и изобразительной плоскости, игра перспектив и тона. Свою творческую манеру сам художник называет неопримитивизмом. Широко известны его живописные серии «Деревенские мотивы», «Евангельские сюжеты», а мсами полотна хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Челябинской и Екатеринбургской картинных галереях, художественном музее им. М. В. Нестерова.
Михаил Назаров родился в селе Кананикольское Зилаирского района, долгое время трудился на руднике. Родом из советского сельского детства умеет держать молот и косу, с детства привык к труду. А потому сам постоянно подчеркивает, что любовь к труду - главное, что нужно воспитывать в человеке. Именно труд и природа стали главными вдохновителями художника.
- Меня не вдохновляют конкретные события, а вот природа, сенокос или пастьба скота вполне, - замечает юбиляр. - Знаете, это удивительное ощущение, когда работаешь в поле и чувствуешь мощь, силу окружающего тебя мира. Словно спиной чувствуешь дыхание деревьев, глаза зверя, глядящего на тебя из глубины леса. Это чудесные мгновения, всплеск эмоций.
Творчество Михаила Алексеевича и сегодня находится еще за рамками традиционного зрительского опыта, признают эксперты. Это резюме принадлежит екатеринбургскому искусствоведу Галине Холодовой, писавшей о мэтре в начале 90-х годов. Он – признанный провозвестник авангардного искусства, но, что бы сейчас иметь высокий статус и всемирное признание, пришлось пройти через полосу гонений и неудач. Его концепция и видение мира опережало само искусство не менее чем на десять лет. И хотя критики разбивали в пух и прах его работы, но даже тогда он верил в себя и продолжал искать «единственный правильный путь самовыражения».
Автор: Зиля БАДРИЕВА