Взгляд из 1866-го

Взгляд из 1866-го

Почему 1866-й? Ну, хотя бы потому, что полтора века назад в науке и культуре происходили события, интересные и сегодня. Были опубликованы романы «Всадник без головы» Майн Рида и «Игрок» Ф.М. Достоевского, появляются иллюстрации к Библии Гюстава Доре, а Василий Перов пишет «Тройку». Грегор Иоганн Мендель заканчивает первый труд по генетике «Опыты над растительными гибридами», а в Швейцарии основана фирма… Очень известная, между прочим, процветающая и ныне.

И при чем здесь Уфа? – спросите вы. Не буду больше интриговать, а просто предложу вам цитату из №37 «Уфимских губернских ведомостей» того же 1866 года: «От фотографии г-жи Петровой (на углу улиц Почтамтской и Каретной в доме г. Петрова). В течение нынешнего лета изготовлено фотографиею значительная коллекция видов города Уфы, представляющих лучшие перспективы города: улицы, площади, здания и пр. Коллекция продается в целом составе и отдельными экземплярами видов. Коллекцию можно видеть в фотографии ежедневно. А. Петрова».

Это первое достоверное сведение о том, что улицы нашего города попали в объектив. И, самое интересное, похоже, снимки, которым ровно 150 лет, сохранились! В запасниках Государственного Эрмитажа есть альбом с видами Уфы, выполненными ателье А. Петровой. Датирован он, правда, 1867-м. Но при немыслимо сложной технологии процветавшего тогда мокроколлодионного способа очень сомнительно, что два года подряд организовывалась настоящая выездная экспедиция… в Уфу, ведь это не шутка – везти тяжеленное оборудование, устанавливать близ каждого места съемки светонепроницаемую палатку для проявки негатива и печати снимков (вспомните о фотобдениях в темной комнате при красном фонаре).

Технология была такова, что после высыхания негатива он осыпался, то есть безвозвратно исчезал. Сколько успевали напечатать снимков, столько и оставалось. Взять, например, вид с колокольни Троицкой церкви на улицу Большая Казанская. Перечислю последовательность операций, которые выполнил фотограф, имя которого мы вряд ли когда узнаем:

1) при свете красного фонаря полил светочувствительную эмульсию на пластину и зарядил ее в камеру;

2) быстро поднялся на колокольню и произвел съемку со штатива;

3) быстро спустился и в темном шатре проявил пластину;

4) ух, пластина вновь мокрая, можно отдышаться;

5) пока пластина не высохла, сделал нужное число отпечатков;

6) позвонил хозяйке по мобильному и доложился, что все прошло на высшем уровне (шутка).

Если учесть, что электричества не было и в помине, в лабораторном фонаре горела свечка, а свет при печати добывался при помощи клапана в стенке палатки, то работа безымянного фотографа заслуживает самой высокой похвалы. Впрочем, нет, сначала все-таки рассмотрим снимок.

Главная улица Уфы тех лет Большая Казанская шоссирована, то есть выровнена, устроены придорожные канавы, установлены невысокие столбы на обочине (возможно, для фонарей). Булыжника, правда не наблюдается, хотя на карте 1852 года Казанская отмечена как улица мощеная. Видимо, нескончаемый поток телег с Оренбургской переправы разбил булыжник. Новый же появится только лет через шестьдесят, впрочем, телеги вскоре отсюда «переедут» на Ильинскую. Сразу привлекает внимание большое двухэтажное здание, видимо, только что выстроенное. Проведенное В.Н. Буравцовым детальное исследование показало, что принадлежавший чиновнику Домбровскому и несколько лет стоявший без крыши дом к маю 1866 года был переделан. Кстати, судя по снимку, в доме идут строительные работы, что лишний раз подтверждает мое предположение о том, что снимок выполнен как раз в 1866-м. Сначала в доме планировали разместить Окружный суд, но к концу века его займёт завод И. Гутмана. В советское время здание основательно переделают, а в 2007-м и вовсе снесут.

На снимке отлично видны три церкви, если считать слева направо, то это Александровская (стояла на месте нынешнего Дома профсоюзов), Спасская и Успенская (ныне на её месте так называемый «Дом старых большевиков» по улице Коммунистической, 75). Среди бесчисленного множества деревянных домов и сараев заметно всего несколько каменных. Чуть выше дома Домбровского стоят два кирпичных здания, одно из них исчезло ещё при строительстве гутмановского заводоуправления, а второе дожило до наших дней – в советское время в нём была детская поликлиника и аптека №2, а сейчас, после немного странной реставрации, оно пустует.

В перспективе улицы, как и сегодня, красуется здание, выстроенное ещё во второй половине XVIII века Иваном Демидовым. А чуть выше него по улице виднеется одноэтажное здание (с вывеской под крышей) открытого в 1860 году Никитой Кузнецовым приходского училища №2 (начальной школы, сказали бы сейчас).

«Послеобеденное время, город словно вымер», – скажет кто-то. Но это не совсем так. Или совсем не так: дело в том, что время экспозиции (выдержка) составляло несколько секунд, так что любые движущиеся объекты (люди, повозки) просто «растворялись во времени» – чуть ли не в самом прямом смысле.

В конце 20-х годов прошлого века с Троицкой колокольни был сделан аналогичный снимок, а потом… А потом, в 1956-м, церковь взорвали. Вместе с колокольней. Но ещё лет за двадцать до этого повторить фотографию уже было нельзя: были снесены Успенская и Александровская церкви, а Спасская лишилась шатра и колоколен.
Как я уже сказал, сохранился целый альбом снимков, выполненных ателье А. Петровой. Любопытно, что ни одного вида города от работавших в Уфе больше чем через десять лет, в конце 1870-х, фотоателье Александра Якунина и Матвея Денисова пока не найдено.

Автор: Анатолий ЧЕЧУХА.