Вдоль Посадской и Репной

Вдоль Посадской и Репной

Посадская, Московская, Усольская и десятки других улиц с милым сердцу названиями… Деревянные покосившиеся избушки с наглухо заколоченными ставнями, добротные дома с приусадебными участками, редкие кирпичные «замки» на пригорке - уфимский частный сектор удивляет разнообразием. В пяти минутах езды от грохочущего, мчащегося на огромной скорости центра жизнь словно замирает, погружаясь в сонливое безвременье. Мы прошлись по живописным местам, словно сошедших с акварельных полотен Александра Бурзянцева и узнали, как живут современные жители бывших уфимских слободок.

«Завод торгового оборудования», - сообщил диспетчер, и трамвай остановился. На улице Сун-Ят-Сена (и прилегающим к ним улочках) давно ведется застройка. Высотки наступают на деревянные домики, и те робко сползают в овраг под натиском бетонных великанов. К 2018 году застройщик обещает благоустроить территорию и отсыпать лог, тогда же исчезнет и известный многим уфимцам железный мостик, соединяющий старейшие улицы Уфы: бывшую улочку Копейкина с Большой Московской, которая еще сохранила около десяти частных домиков. Под непрерывный лай собак спускаемся по ветхой лестнице - здесь еще шумит, пробивая себе путь, неутомимая Сутолока. Возле 200-летнего Покровского храма начинается улица Мингажева (бывшая Большая Репная). Владения уфимцев словно взбираются по косогору: кто-то еще трудится на огороде, а кто-то среди хмурого октябрьского дня устраивает пикник.

- Осенью здесь немного неуютно, - говорит местная жительница Светлана Ивановна. - А вот весной, когда в палисадниках зацветают сирень, черемуха, яблони, такая красота! Давно живу в Черниковке у детей, сюда приезжаю на лето. С возрастом стало тяжело: ни воды, ни газа в доме у меня нет…

Желтые ниточки газовых труб тянутся почти к каждому дому, однако коммунальные блага есть далеко не у всех. «Водопровода нет», «топим дровами или электрообогревателями», «канализации нет, удобства на улице», - частые комментарии слобожан.

- У кого деньги есть, тот проводит воду. А у кого нет - ходит на колонку. Я даже полоскать белье сюда прихожу. Да и места в хате у меня нет для машинки, а мыться мы ходим в общественную баню. Как жили по старинке, так и живем. Здесь время течет медленно, - подтверждает старик, назвавшийся Фаритом.

Коммунальные услуги жителям частного сектора оказываются на тех же условиях, что и в городских квартирах. Они платят за воду и электроэнергию либо по нормативам, либо «по счетчику».

В ожидании перемен

Улица Чапаева (бывшая Томская) чуть в стороне, местные жители называют ее «яма». Половину домов уже давно снесли, и шум стройки нарушает покой оставшихся обитателей. В основном людей старшего поколения, но есть и исключения. Диана Андреева живет здесь с рождения. Дом большой, много лет назад, еще в прошлом веке его построил Дианин прадедушка. В 2000-х надстроили второй этаж.

- Мы живем в ожидании сноса уже лет 15, поэтому особо не вкладываемся, только косметический ремонт, - говорит молодая хозяйка. - Есть и газ, и свет и вода, но туалет на улице. На участке - баня. За «коммуналку» платим по счетчику, получается около трех тысяч рублей. В целом нам здесь нравится, только дороги очень плохие…

Действительно, в случае ЧП проехать спасателям будет непросто.

- С транспортом тоже проблемы, особенно зимой. То трамваи не ходят, то «ГАЗельку» не дождешься, хотя остановка рядом.

Несмотря на отсутствие привычных для горожан благ, переезжать на окраины, пусть и в комфортные квартиры, никто не желает.

Зульфия Инбарова тоже живет в доме родителей, только на улице Амурской. Дом - не старый, добротный со всеми удобствами. Рядом остановка 207-й маршрутки, да и до трамвая недалеко.

- Больше никаких маршрутов нет, но мы привыкли. На нашей улице асфальт-то положили лет 15 назад. Снос говорят, будет, но неизвестно когда. Мы раньше снимали квартиру, но с каждым годом все дороже и дороже. Плюсов проживания в своем доме немало.

…Изломанная улица Пархоменко тоже берет начало в овраге, жители на «пришлых» смотрят с недоверием. Дорога приводит в тупичок, который завален мусором.

- Уже шесть лет в городе реализуется программа «Оранжевый пакет», однако, при этом для массивов частных домов в той или иной степени характерны несанкционированные свалки, основная причина которых - желание жителей сэкономить на вывозе бытовых отходов, - прокомментировали в пресс-службе городской администрации. - Суть в том, что владельцы малоэтажных домов приобретают специальные пакеты емкостью 110 литров, в стоимость которых входят все расходы на их вывоз на свалку. По мере заполнения пакеты просто выставляют на дорогу, где их забирает мусоровоз. Такая система может в значительной степени снять проблему. Однако многие жители предпочитают экономить и по укоренившейся привычке несут мусор в ближайшую лесопосадку или овраг, а то бросают прямо на улице. Сегодня к «Оранжевому пакету» присоединились 19 населенных пунктов в черте города. Ежедневно вывозится до 210 пакетов с отходами с суммарным объемом более 20 куб.м.

Вообще на индивидуальную застройку в Уфе приходится около трети жилья. Чаще всего частный сектор составляет целые районы и поселки: Только Нижегородка, никогда не знавшая высотной застройки, занимает 800 гектаров с населением около 15 тысяч человек. А есть еще Федоровка, Нагаево и другие поселки и деревни волею судьбы получившие статус городских земель. В центре островков старой Уфы осталось немного, и в большинстве случаев это - жилье ветхое и аварийное.

…Возвращаемся на улицу Мингажева. Несмотря на моросящий дождь, Людмила, вооружившись краской и кистью, подновляет фасад старого деревянного дома.

- Он на несколько хозяев, получается как квартира. Вода есть только у нас, остальные ходят на колонку (а она, к слову, в 200 метрах). Отец купил часть дома еще в 70-х, уже тогда поговаривали, что будут сносить… Самому строению-то уже лет сто.

У семьи Людмилы есть жилье в пригороде, но там они бывают только летом, а с началом учебного года возвращаются в небольшую квартирку.

- Газ баллонный, а остальные жильцы пользуются обогревателями. Из-за большой нагрузки на сеть часто бывают перебои с электричеством. Много других бытовых неудобств, но мы привыкли. Переезжать мало кто хочет: за «коммуналку» платим копейки, все рядом. И потом, у нас же не муниципальное жилье, мы собственники, а значит, застройщикам невыгодно сгонять нас с места.

Женщина продолжает «наводить красоту» и с сожалением отмечает:

- Я больше всего боюсь, что кто-то из соседей жилье сдавать будет… Рядом дом сгорел недавно, а все из-за арендаторов…

Действительно, с наступлением холодов, когда все начинают активно пользоваться печами и обогревателями, количество пожаров возрастает. Совсем недавно стало известно еще об одном крупном пожаре на перекрестке Мингажева - Новомостовая.

- Очень часто горожане пользуются приборами кустарного производства и не соблюдают элементарные правила пожарной безопасности. Чтобы предотвратить беду мы регулярно проводим профилактические рейды, - говорит сотрудник пресс-службы городского Управления пожарной охраны Гульчачак Масалимова.

Конвейер расселения

Большинство домов в частном секторе находится в собственности, а значит, их сохранение и реконструкция - забота самих жильцов.

- Нам достался очень сложный жилой фонд. 1339 многоквартирных домов постройки до 1920 года. Скоро им будет уже 100 лет. Конечно, у них соответствующее состояние, - отметил на одной из оперативок мэр Ирек Ялалов. - Кроме того, 829 изношены более чем на 79 процентов.

В России нет ни одного субъекта, где бы расселение аварийного жилья не значилось в списке основных проблем. При этом Уфа является одним из лидеров по эффективности реализации таких программ. Также столица Башкортостана получала высокие оценки на федеральном уровне за качество жилья, возводимого для переселения граждан.

Расселение происходит в рамках реализации региональной Адресной программы на 2013-2017 годы, разработанной на основании и в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Всего за это время в Уфе предстоит расселить 330 аварийных жилых домов, в которых проживает 12 381 гражданин, и жилые помещения выделяются по принципу «квадрат в квадрат», но только в новом доме. Это исключает нецелевое использование денежных средств, неэффективное инвестирование в так называемые долгострои.

- Стоимость квадратного метра приобретаемого жилья также регулируется федеральным законодательством. В 2013 году для Уфы она составила 30,7 тыс. рублей, в 2014 году - 32,4 тыс. рублей, в 2015 году - 34,4 тыс., в 2016 году - 37 тыс., - сообщили в пресс-службе администрации города.

К сожалению, не все жильцы аварийных и ветхих домов хорошо знакомы с действующим законодательством, регулирующим условия их переселения. Некоторые ошибочно полагают, что расселение аварийного дома поможет решить все жилищные проблемы: проживая, к примеру, на 10 квадратных метрах, человек рассчитывает получить двухкомнатную квартиру. Также нередко граждане, живущие в центре города, где, в основном, и сосредоточены аварийные дома, категорически отказываются переезжать в иные микрорайоны. Застройщики же отказываются продавать квартиры в центре города по цене, определенной федеральным законодательством. В результате подаются исковые заявления, а пока длятся судебные тяжбы, люди продолжают жить в аварийном доме.

Одним из последних нашумевших примеров стала ситуация с частным домом № 12 по улице Чекалина, который попал в санитарно-защитную зону автодороги при строительстве второго Затонского моста. С собственником договориться не удалось, и власти приняли решение дом не сносить, его оставили на месте и обнесли ограждающей конструкцией.

К слову, из всех опрошенных нами в ходе подготовки репортажа жителей только двое согласились бы переехать в комфортную квартиру в любом районе города, остальные выбрали бы денежную компенсацию и решали жилищный вопрос самостоятельно.

Интенсивная застройка стремительно меняет столичный облик. Уфа купеческая - венец провинциальной жизни, неумолимо уходит в прошлое. На месте снесенных домов рождается новая: высятся многоэтажки, строятся дороги… Старожилы помнят, что на месте комплекса «Уфа - Арена», Конгресс-холла тоже раньше был частный сектор, а сегодня это - одни из самых посещаемых и знаковых мест столицы.

Автор: Екатерина МАРКОВА.