Стрелы «северных амуров»

Стрелы «северных амуров»

Главным оружием башкирского воина долгое время был лук. Именно башкирские всадники в последний раз в мировой истории массово применили лук во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Затем это оружие вышло из употребления, но интерес к нему не пропал. В наши дни в республике есть мастера, способные делать весьма точные копии башкирского боевого лука, который вполне можно назвать одним из символов национальной воинской славы. Не случайно современные реплики башкирских луков в качестве памятных подарков вручались членам правительственных делегаций, приехавших в Уфу на саммиты ШОС и БРИКС.

Главным оружием башкирского воина долгое время был лук. Именно башкирские всадники в последний раз в мировой истории массово применили лук во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Затем это оружие вышло из употребления, но интерес к нему не пропал. В наши дни в республике есть мастера, способные делать весьма точные копии башкирского боевого лука, который вполне можно назвать одним из символов национальной воинской славы. Не случайно современные реплики башкирских луков в качестве памятных подарков вручались членам правительственных делегаций, приехавших в Уфу на саммиты ШОС и БРИКС.

Боевой лук стал первым видом оружия, способным поражать врага на весьма приличной дистанции. Прицельная стрельба монгольских воинов на скаку и навесом велась на дальность до 200 метров, что давало им серьезное преимущество в бою и стало одним из факторов, позволивших завоевать огромные территории. Однако для точного пуска стрелы, особенно со скачущей лошади, обучение стрельбе нужно вести с 4-5 лет и постоянно поддерживать навык практикой, что возможно, только если лук является частью традиционного образа жизни. Неудивительно, что лучшее владение луком демонстрировали степные кочевники. Это утверждение в полной мере характерно и для башкирских всадников, принимавших активное участие в многочисленных военных конфликтах, особенно в эпоху Наполеоновских войн.

Основным оружием башкирских полков в этот период были сабли, пики и луки, причем последние успешно использовались в сражениях. Сам факт наличия лука в качестве основного оружия башкирских конных отрядов, когда у кавалеристов всех европейских армий уже были ружья и пистолеты, можно объяснить сочетанием нескольких причин. Во-первых, из-за участия в крупном восстании башкирам в 1736 году был наложен запрет на производство и покупку оружия. К концу XVIII века этот запрет был фактически снят, однако поскольку башкирские полки носили иррегулярный характер, их вооружение не поставлялось централизованно, а приобреталось всадниками за собственный счет, что не способствовало распространению весьма дорогих ружей и пистолетов. Кроме того, вплоть до второй половины XIX века боевой лук, особенно в умелых руках, имел ряд преимуществ перед огнестрельным оружием. Ружья и пистолеты тогда заряжались с дула, из-за чего имели низкую скорострельность, обычно не превышавшую одного-двух выстрелов в минуту. Невысокой была дальность и точность огня. Поэтому стандартная тактика боя предполагала залп по противнику практически в упор, а дальше начиналась рукопашная схватка, где, как правило, и решался исход сражения. При этом опытный лучник выпускал по стреле в несколько секунд, благодаря чему на пути к цели в воздухе одновременно находилось до 5 стрел, которые зачастую могли нанести врагу даже больший урон, чем тогдашние пули.

Дело тактики

В эпоху Наполеоновских войн, где башкирские конные полки участвовали особенно массово, они произвели сильное впечатление как на врагов, так и товарищей по оружию, заслужив славу «северных амуров». Башкирские конники разработали собственную, весьма эффективную тактику боя. Вот что писал о ней один из современников: «В сражении башкир передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы, колет пикою». Другой автор подчеркивал, что башкиры «мастерски владеют пикой и метко стреляют из луков,– последним действуют с такой силой, что пущенная стрела на недальном расстоянии, как, например, саженях 15-ти (около 30 метров – прим. авт.) пронзает насквозь не только человека, но даже лошадь».

Именно за мастерское владение луками башкир и прозвали «северными амурами», о чем прямо упоминает в своих мемуарах французский генерал Марбо.

- Во время нашего пребывания на высотах у Пильница русские получили подкрепление, включавшее в себя очень много башкир, вооруженных одними луками и стрелами, за что наши солдаты прозвали их «северными амурами», - вспоминал генерал. - Настигнуть их было очень трудно, атаки этих варваров постоянно повторялись, и русские поддерживали их отрядами гусаров, чтобы воспользоваться тем беспорядком, который башкиры могли произвести в том или другом месте нашей линии. Варвары с громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи стрел. Один из самых храбрых моих унтер-офицеров Меляэн, кавалер ордена Почетного легиона, был ранен стрелою навылет, которая, вошедши в грудь, вышла через спину. В моем полку было несколько раненых людей и лошадей, да и сам я был легко ранен в ногу этим необычным снарядом.

Возрождая традиции

Что же представлял из себя башкирский боевой лук? По данным историков, он был весьма сложной конструкции и изготавливался из двух брусков разнородного дерева, обычно березы и ели. С внутренней стороны для прочности и упругости подклеивались роговые пластины, а для предохранения от сырости оружие обертывалось берестой. Башкирский лук был относительно небольшим, около метра длиной, довольно сильно изогнутый, с отогнутыми концами, очень эластичный. Тетива была шелковой, из крепкой конопляной бечевки или сухожилий. Хранился лук в кожаном налучнике, украшенном тисненым орнаментом или железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором. Стрелы снабжались железными наконечниками широкополосной или ромбической формы, а для стабилизации в полете к задней части древка крепились гусиные перья. В одном колчане обычно помещалось от 15 до 30 стрел.

В наши дни интерес к башкирскому боевому луку возрождается вновь, правда, теперь он служит не оружием, а скорее сувениром или используется в исторических реконструкциях, воссоздающих сражения эпохи Наполеоновских войн, где активно участвовали «северные амуры».

Один из мастеров, освоивших изготовление исторических реплик башкирского лука, – уфимец Сергей Рябуха. Именно его работы в качестве памятных сувениров вручались членам правительственных делегаций, приехавших в Уфу на саммиты ШОС и БРИКС.

- Я не ставлю перед собой цели воссоздать собственно боевой лук, пригодный для дальней и точной стрельбы, повторяющий все качества исторического оружия, - поясняет мастер. – Моя основная задача – на основе свидетельств и артефактов сделать как можно более точную копию башкирского лука. В качестве материалов я использую березовый шпон, металл и синтетическую нить, а на производство одного такого сувенира у меня уходит около десяти дней.

Сергей Рябуха делает не только собственно луки, но и полный перечень сопутствующей экипировки: стрелы, колчаны и налучники. Для этого мастер освоил работу с различными видами кожи, технику холодного тиснения и литья декоративных металлических элементов. Для вручения участникам саммитов ШОС и БРИКС им было изготовлено 30 комплектов луков и сопутствующей экипировки, включающей стрелы, колчаны и налучники. Такие сувениры, безусловно, - одни из наиболее запоминающихся символов нашей республики, передающие ее особый национальный колорит.
Автор: Алексей ФАТЫХОВ.