Скальпель, удочка, палатка

Скальпель, удочка, палатка

…Мужу отпуск тогда не дали, но Наталья не захотела менять планы и со свойственной ей решительностью  отправилась на сплав по Зилиму с  дочками – 11-летней Настей и четырехлетней Катей – в компании таких же заядлых сплавщиков-мужчин и их малолетних детишек. Река с первых же минут показала свой нрав: их резиновую лодку затащило под развесистое дерево. «Ложись на дно!» - приказала  девчонкам, а уже через полчаса они наперегонки вычерпывали воду из лодки из-за некстати хлынувшего ливня. С трехлетнего возраста Наталья с мужем Михаилом таскали  детей по походам и сплавам: объездили всю Башкирию, Алтай, Саяны, Карелию, Соловки. Теперь 35-летняя Анастасия с тем же упорством приучает свою дочь к общению с природой, а вот Катя предпочитает «цивилизованный» отдых у теплого моря, ей хватило родительской романтики…

Мастеровые предки

Страсть к путешествиям Наталья унаследовала от своих родителей: они исколесили «юг» и «запад» СССР – Крым, Сочи, Кавказ, Украину, Молдову, не говоря уже о ближайших окрестностях.

Как известно, их фамилия восходит к ремесленникам. Наверняка в стародавние времена представители рода славились мастерством обработки кожи и изготовления из нее всевозможных изделий. Рукастые, одним словом, были люди! Когда и откуда они прибыли в некогда малонаселенный башкирский край, потомки, увы, не знают. Но с гордостью говорят о прадеде, державшем в Затоне собственную булочную, куда за аппетитным хлебушком из города – то бишь из центра Уфы приезжали! Так что из поколения в поколение арсенал семейных ремесел, говоря нынешними терминами, диверсифицировался: к шорникам добавились повара и пекари, а затем и слесари-универсалы.

Дед, Михаил Иванович, и его родные братья основали целую династию на паровозоремонтном заводе. А сам Михаил Иванович добровольцем ушел в 41-м на фронт. Вернулся в орденах и медалях. Сразу после войны его назначили директором садов и парков Уфы – была, говорят, такая должность. Главный озеленитель города! Но после выхода на пенсию он все же вновь вернулся на родной ТРЗ и трудился там пока хватало сил. И очень сожалел, когда его сын Юрий выбрал профессию геологоразведчика и уехал по распределению в Абакан. И не один, а с красавицей женой Софьей, учительницей русского языка и литературы. Невестка Шорниным сразу глянулась: коренная уфимка из крепкого рода Поваренновых. Ее отец погиб под Сталинградом. И Сонечку растила родная тетя Каширина с мужем-фронтовиком, ставшим потом для всех детей и внуков любимым дедом.

Отработав положенные три года, Шорнины вернулись в родную Уфу. Софья Алексеевна обожала литературу, школу, детей. Но еще, как и супруг, обожала путешествовать. Ждали первенца, а родилась девочка. Назвали, как любимую героиню – Наталья. А вот нрав у дочки выдался совсем не «поэтический»…

Ее отчаянно пацанский характер сформировался во дворовых играх на Ленина, 65 в яблоневых садах, что тогда еще буйствовали на задворках Якутовского парка. Родители в те времена не беспокоились за ребятню, пропадавшую допоздна в состязаниях с мячом, в гонках на велосипедах, в лазаньях по деревьям и крышам. Несмотря на частые простуды и болезни, Наташа ни в чем не отставала от дворовых друзей. А чтобы укрепить здоровье дочери, родители отдали ее еще и в секцию легкой атлетики. С 5-го по 10 класс она защищала честь школы на спартакиадах и эстафетах. Но в институте решила притвориться обычной слабенькой девочкой, но ее, к тому времени разрядницу по многоборью, тренеры вычислили сразу. Так что пришлось ей до 4-го курса бегать кроссы. Во всем соревновался с сестрой и младший брат Сергей. И он, став заядлым туристом, стремился одолеть всесоюзные туристические маршруты еще более высокой категории раньше Наташи. Соревновательный дух их семей присутствует и поныне.

Софья Алексеевна приучила детей к чтению: несмотря на увлеченность спортом и туризмом, без книжки в доме никто не засыпал. Эту совсем невредную привычку не поглотил даже Интернет с его фейсбуком, «Одноклассниками» и прочими увлекательными соцсетями. Уникального педагога-литератора Шорнину до сих пор с огромным уважением вспоминают и в 99-й школе, где она начинала учительствовать, и в 82-й, откуда ушла на пенсию лишь в 72 года. Как вспоминает ее ученица, а потом и коллега Гузель, Софья Алексеевна всегда выступала адептом инноваций, изобретала такие подходы к детям, что те увлекались текстами классиков, а не ограничивались статьями из учебника. Не боялась внедрять современные методы, и коллеги воспринимали ее всегда молодой…

Дочь в этом смысле повторила судьбу мамы. Хотя в учителя и не подалась. Поступила Наталья в Медицинский все из тех же соображений – разобраться с собственным здоровьем. И вполне в этом преуспела. Мало того, и здесь она выбрала неженскую профессию хирурга, и вот уже больше 30 лет помогает людям в самых критических для них ситуациях: 23 года она отработала в гнойном отделении Республиканской больницы, выезжала с санитарной авиацией на экстренные вызовы. А как только появилась возможность учиться за рубежом, в Москве и Питере, активно взялась осваивать новые сферы медицины, в том числе пластическую хирургию, продолжая совершенствовать свое виртуозное владение скальпелем.

Бурзянский дед

Свою половинку судьбы Наталья встретила еще в институте. Миша Абдрахманов оказался как и она заядлым туристом и спортсменом. Родился он на Сахалине, куда его родителей – Ямиля Мулюковича и Варвару Даниловну - после учебы в Ленинграде направили на Дальний Восток. Там появились на свет их сыновья – Андрей и Михаил. Отец с восторгом и ностальгией рассказывал мальчишкам об уникальной красоте башкирского края, о заповедных местах – горных реках и пещере Шульган-Таш. Дети были наслышаны и о своем легендарном дедушке – Мулюке Асфандияровиче Абдрахманове, хранителе башкирских земель. Уроженец Баймака Мулюк в числе немногих башкир сумел получить образование, окончив в Свердловске Школу красных директоров еще в 30-е годы прошлого столетия, возглавил Леспромхоз в Бурзяне, а потом приложил немало сил и труда, чтобы создать заповедник, первым директором которого сам и стал.

Ямиль Мулюкович обещал непременно свозить сыновей на родину, и Миша с раннего детства представлял, как будет бродить по сказочным тропам бурзянских лесов, по отрогам Седого Урала, но каждый раз поездка откладывалась из-за непредвиденных обстоятельств. Отцу едва исполнилось сорок лет, как случился обширный инфаркт: он возвращался на Сахалин из командировки и вез в коробке сыну давно обещанную черепаху и в спешке забыл ее в аэропорту. Стресс его не пощадил…

Достаточно рано оставшись без отца, Михаил решил непременно вернуться на историческую родину. Многочисленные родственники Абдрахмановы горячо поддержали его желание и с радостью приняли в Уфе. А учиться он пошел на врача: ему не давала покоя неожиданная кончина отца, в глубине души верил, что будь он доктором – непременно спас бы папу. В Уфе Миша быстро освоился и действительно влюбился в Башкирию. И не только в природу, но и замечательных людей.

С однокурсницей Натальей Шорниной они оказались родственными душами и со студенчества не упускали возможности отправиться в поход. Благо тогда у туристов в арсенале были сотни всесоюзных маршрутов, а Башкирия пользовалась чрезвычайной популярностью у альпинистов, сплавщиков, горнолыжников, спелеологов. Женитьба «следопытов» перед самым выпускным никого не удивила: с первого курса друзья воспринимали их одним целым.
…При всем уважении к родословной мужа Наталья оставила девичью фамилию, а династию Абдрахмановых продолжили их дочери Настя и Катя. 35 лет их совместной жизни пролетели как один миг, но они до сих пор не утратили интереса к жизни и друг к другу. По-прежнему любят шумные компании, умеют веселиться, но и вдвоем им совсем не скучно! За всю жизнь дети ни разу не слышали, как родители ссорятся – для взрослых дочерей это остается загадкой. «Мы просто редко виделись и много работали», - отшучивается мама, хотя при всей их загруженности дети не ощущали себя брошенными, а всегда гордились «продвинутыми» родителями.

Креативны они и по сей день: разменяв шестой десяток, оба сохранили верность скальпелю и медицине, стали учителями для молодых коллег. Жадными до новых знаний остаются и сами. Наталья Юрьевна прошла стажировки и обучение в нескольких престижных международных медицинских школах. Многоопытный хирург Михаил Ямилович Абдрахманов, которому довелось даже оперировать в военно-полевом госпитале в Чечне, в последние годы сам организует обучающие семинары. Наталья Юрьевна за последние десять лет собрала вокруг себя надежную команду не только из молодых хирургов, но и операционных сестер: с этим преданным ей надежным десантом не страшен никакой диагноз, шутит она.

Они удивительным образом притягивают к себе умных и добрых людей. Не считая близкое окружение, сложившееся еще со студенчества, из каждых поездок возвращаются с новыми контактами в электронной почте. Ширится и круг их азартных забав. Вы можете представить, чтобы жена наперегонки с мужем рыбачила спиннингом или внахлыст? У Шорниных-Абдрахмановых увлечение рыбалкой теперь постепенно вытесняет горный экстрим. И даже отправляясь в отпуск на Кипр, они первым делом пакуют рыболовные снасти. Вот и старшая Настя вслед за мамой потянулась за удочкой. Чрезвычайно внимательно за бабо-маминым увлечением наблюдает и пятилетняя Янина. Династия продолжает восхищать друзей и родных своими страстными увлечениями. Но все же главная их страсть – любимая профессия, которой они самозабвенно служат…

Автор: Алина БУЛАТОВА.