Барсов и авиация

Барсов и авиация

Люблю я читать старые газеты. Особенно местные. Не передовицы, конечно, а, например, фельетоны. Или то, что на последней странице. Попадаются интересные статьи и фотографии об изменении облика Уфы, о городских событиях, выставках, гастролях. А порою встретишь такие СТАРЫЕ НОВОСТИ, что хоть стой, хоть падай. Ответы на многие вопросы, которые не дают нам покоя и сегодня, оказывается, давно были известны.

Вот, к примеру, статья знатока и исследователя истории нашего города Н.Н. Барсова (1901-1981) о проживании в Уфе полководца Суворова. К широко известному сообщению «уфимского старожила» Ребелинского имеется комментарий 80-х годов позапрошлого века: «Дом находился там, где теперь выстроен новый каменный дом купца Кузнецова»… Мягко говоря, сенсация. Впрочем, я пока не об этом, а о самом Н.Н. Барсове.

Захотелось мне как-то украсить очередную краеведческую статью фотоизображением Николая Николаевича. Сунулся туда, обратился сюда… Всё напрасно. Нет нигде! (Кстати, найти хорошую фотографию Г.Ф. Гудкова вам сегодня тоже вряд ли быстро удастся). Лишь Валентина Александровна Воеводина пообещала поискать. Но знаем мы эти знаменитые папки краеведов, сами такие… Словом, нашла нескоро. И то всего лишь вырезку из газеты «Ленинец». Зато как положено с подписью: «Фото В. Стрижевского». Появилась надежда, слабая, но…

Звоню Вячеславу Александровичу. Он удивился, что когда-то снимал Барсова, но обещал поискать негатив. Словом, месяца через два я увидел, наконец, как выглядела звезда уфимского краеведения середины ХХ века.

zVadjiJWpZo.jpg

Примерно тогда же добрался и до подшивки «Ленинца», зная, что Барсов в 1960-е годы очень часто там печатался. Много чего любопытного нашёл. Но публикация от 21 ноября 1964 года удивила немало! В статье «Создадим изобразительную летопись республики», которую автор начинает издали («в Уфимском аэропорту начато строительство здания для пассажиров» – сам по себе любопытный факт), рассматривается ситуация с музейными и частными фотоархивами. Позволю себе процитировать большие фрагменты этой статьи.

«Летом 1911 года лётчиком Васильевым совершён первый в Уфе полёт. Аэроплан поднимался над городом с площади, ныне именуемой Красноярской, где до перестройки собирался хорошо известный коренным уфимцам толчок, а сегодня на этом месте обоснавались пресловутые гаражи. Полёт не имел ни экспериментального, ни спортивного значения. Фотографический снимок Васильева, стоявшего рядом с аппаратом, сохранился до наших дней и принадлежит к коллекции Зираха. Кто был Зирах? Профессионал-фотограф, купец, чиновник? Этого мы не знаем, да и не столь уж это важно»…

Сегодня все интересующиеся знают, что Зирах работал страховым агентом губернского земства. Зато снимка лётчика Алексея Васильева «у аппарата» лично я не припомню. Да и летал он в 1912-м. Может, имелся в виду всё же другой лётчик – Павел Кузнецов? У меня хранится негатив, сделанный всё на той же Дровяной площади (между улицами Амурской и Красноярской, в советское время там шумел памятный многим «толчок») другим Николаем Николаевичем - Фоссом (1878 - 1948). На снимке сразу можно узнать дом, до сего дня украшающий улицу Новомостовую – в 1911-м на его крыше стояли люди, а слева от дома уже тогда рос могучий дуб. Вот только не совсем понятно, почему пилот «Блерио» в шляпе.

Дальше у Н.Н. Барсова не менее интересно: «Фотоколлекция Зираха пока мало используется, но, по крайней мере, хорошо, что она сдана в музей. Сохранность её, а, следовательно, и возможность использования исследователями сейчас и в будущем обеспечены! Однако далеко не все фото и рисунки, относящиеся к Уфе и местному краю, находятся в таком положении. В отличие от книг и статей, которые учитываются и тщательно изучаются библиографами, фотографиями и рисунками систематически никто не занимается. Более того, у нас в Уфе иногда не знают даже об изображениях города. С фотоснимками дела ещё хуже, чем с типографской продукцией (рисунки в книгах, открытки): негатив обычно затерян. Несомненно, что у уфимцев имеется масса ценных для местной истории фотографий. Много их было у покойного профессора К.П. Краузе, богатая коллекция фотографий имеется у заслуженного деятеля науки БАССР, профессора Г.В. Вахрушева, у старейшего нашего градостроителя – заслуженного деятеля искусств БАССР М.Н. Сахаутдиновой, у уфимки О.В. Ляхович и др. Однако все эти собрания фото случайны по своему составу, т.к. они собирались попутно»…

Трое из четырёх перечисленных – люди известные, мы легко найдём их в «Башкирской энциклопедии». А Ольга Владимировна Ляхович – дочь бывшего архивариуса Духовной консистории.

Читаем дальше: «Общей темой объединена фотоколлекция Башкирского отделения Союза советских архитекторов, который несколько лет назад собрался устроить выставку «Города Башкирии в прошлом, настоящем и будущем». Выставка не состоялась, а собранные фотодокументы бесплодно пылятся в шкафах. Хорошо бы все эти фотоколлекции собрать в Республиканском краеведческом музее. Ценные фотографии, которые ещё нужны владельцам для научной работы, не мешало бы переснять. Надо признать, что для сохранения исторических источников – изображений пожилое и зрелое поколение уфимцев сделали очень мало. Систематически коллекционированием видов Уфы в разные периоды жизни города занимается, кажется, один В.П. Яковлев (инженер-строитель). Помощи в этом деле ни от кого не видит»…

Всех упомянутых в статье людей давно уж нет. Константин Павлович Краузе умер в 1964-м, возможно, его коллекция до сих пор лежит где-нибудь в библиотеке БГУ. Молодые соседки Георгия Васильевича Вахрушева рассказывали мне, что он сам очень любил фотографировать, может быть, какие-то снимки сохранились у его дочери. У Мастюры Низамовны Сахаутдиновой, похоже, в начале 90-х никаких фотографий уже не было. После смерти Владимира Павловича Яковлева нам с П.В. Егоровым удалось переснять несколько фотоснимков из его коллекции. И, пожалуй, это всё. Остальные изображения либо сгинули, либо где-то лежат и ждут своего часа.

Почему я об этом говорю? Забавно, но за 52 года после статьи Барсова мало что изменилось (разве что теперь нелегко найти и портрет собственно Н.Н. Барсова). Несмотря на то, что нынче хранить коллекцию исторических снимков в цифровом виде неизмеримо проще, любителей старых фотоизображений не так уж много и нынче. Я имею в виду тех, кто фотоснимки ищет в первую очередь не «на просторах Интернета», а в виде отпечатков или негативов.

Заканчивает свой материал Барсов так: «Видимо, эстафету тут следует передать молодёжи. О молодых коллекционерах фотографий и рисунков, об отдельных изображениях, имеющих историческую ценность, хранящихся у частных лиц, молодым читателям надо писать в редакцию и в музеи».

Вот и пишу: «Уважаемый редактор!..» Впрочем, снова пока нет: о Владимире Семёновиче в другой раз. Итак, сделав неутешительные выводы из всего вышесказанного, один из таких молодых коллекционеров (в ноябре 1964-го успешно осваивавший курс букваря) данной статьёй приступает к обзору истории уфимской фотографии, начиная с самых первых сохранившихся снимков. Ведь фотографируют Уфу уже полтора века.

_ORHsEMYB94.jpg

p9Mhd1BE_j0.jpg

TfjP5tWDq48.jpg

Автор: Анатолий ЧЕЧУХА.