«На свою зарплату Коновал не сможет ездить по стране с такими мероприятиями»

«На свою зарплату Коновал не сможет ездить по стране с такими мероприятиями»

Профессор кафедры скорой помощи считает, что протестная кампания медиков на долгие годы очернила авторитет СМП республики.

Интервью с профессором кафедры скорой помощи и медицины катастроф ИПО БГМУ Саубаном Хунафиным.


- Саубан Нурлыгаянович, что вы можете сказать о работе скорой помощи в Уфе?

- Скорая помощь - служба первого контакта с пациентами, передний край борьбы, все медики скорой постоянно находятся в зоне риска. Погодные условия, круглосуточный режим работы, опасность, исходящая от пациентов и их родственников. Высокие психологические нагрузки, необходимость мгновенно принимать решения, брать ответственность на себя, правильно выбирать тактику. Кроме того скорая помощь, особенно в крупном индустриальном городе - это служба с очень высокой интенсивностью поступления вызовов, служащая достоверным индикатором состояния здоровья населения города. Как только начинается волна ОРВИ и гриппа – на скорой сразу увеличивается количество звонков. Если где-то произошло массовое отравление, поражение, любое ЧС - это непременно единомоментная потребность в выезде линейных бригад, а то и нескольких десятков бригад.

До последнего времени скорая помощь Уфы числилась в числе лучших в России. В 2009 году впервые в России на все машины скорой помощи были установлены навигаторы системы «Глонасс». Приемные покои стационаров оснащены звуковой и компьютерной информацией о доставке больных. Последние события на долгие годы очернили авторитет этого старейшего лечебного учреждения Республики.

- Как Вы можете прокомментировать протестную кампанию медиков уфимской скорой?

- Протестная кампания не является единственным выходом для решения проблем. Тот вариант, который был выбран, а может даже и навязан, сомнительной организацией Межрегиональный профсоюз медицинских работников «Действие», учрежденной в Москве, - один из худших. Да, протестные акции привели к тому, что о проблемах скорой услышало много людей. Но ведь это не самоцель. Администрация и Городской Совет Уфы приняли решения, позволяющие ввести доплаты медработникам скорой, решили вопросы с формой одежды, благоустройством территорий подстанций. И еще раз хотелось бы сказать, что такой резкий конфликтный подход в виде митингов, голодовки, всегда обладает, прежде всего, разрушительным действием, и уже повлек за собой негативные последствия для здравоохранения города и может повлечь еще.

- Что Вы можете сказать про требования протестующих медиков, правомерны ли они, и если да, то выполняются ли они?

- Основной причиной волнения сотрудников СМП стал перевод финансирования этой службы через ФОМС. СМП никогда не была и не станет рентабельной, но что надеялись депутаты ГД при принятии Закона «О службе СМП». Служба медицины катастроф, занимающаяся организацией неотложной и специализированной медицинской помощи в ЧС, остается финансироваться по бюджету, то есть те службы быстрого реагирования СМП и медицина катастроф занимаются сохранением жизни граждан России, участвуют в обеспечении национальной безопасности страны — и они должны финансироваться государством.

Насколько мне известно, большинство первоначальных требований протестующей группы были разрешены, в той или иной форме. Но после этого ими вновь выдвигались все новые и новые дополнительные требования. Нет предела совершенству. Всё-таки, видно, что это не стихийный протест, чувствуется режиссерский подход, и тот же Андрей Коновал, МПРЗ «Действие», активно участвующие в протестных акциях медиков с их репутацией политтехнологов-гастролёров только подтверждают эти догадки.

Мне известно, что осталось одно требование забастовщиков – введение доплаты за выезд в составе неукомплектованной бригады. Протестующие медики не без помощи юристов профсоюза «Действие» подготовились к прениям по данному вопросу и ссылаются на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», который в своих приложениях устанавливает составы бригад различного профиля. Данный приказ, напомню, должен был вступить в силу с 1 января 2014 года, но был отложен и вступил в силу только с 1 июля 2014 года, то есть действует только 3 с небольшим месяца.

Сейчас речь идёт о доплате 50% за выезд в составе неукомплектованной в соответствии с данным Порядком бригады. Тут нужно смотреть на структуру вызовов. Если выезд осуществляется на вызов, принятый в неотложной форме, т.е. без угрозы жизни пациента, то в условиях ограниченного кадрового и финансового обеспечения, как минимум, нерационально направлять туда бригаду из двух, трех человек. Те же самые вызовы выполняются во время работы поликлиник, в дневное время, одним врачом. Это, по сути, те же самые неотложные поводы - давление, температура и тому подобные, то есть обострение хронических заболеваний, или же заболевания без угрозы жизни пациента. Тем более у медработника всегда имеется возможность обратиться за помощью к коллегам, вызвать дополнительно бригаду «на себя». Одномоментно проблему кадрового дефицита не решить, и требуется время. Если сократить количество одновременно выезжающих бригад, и скомпоновать бригады по двое, то представляете, что будет? В два раза дольше будут ждать приезда скорой, те, кому она потребовалась. Введение доплаты за выезд по одному врачу проблемы не решает, а лишь направляет ее решение в неверное русло.

Здесь нужно дорабатывать приказ и вносить отдельные новеллы, параграфы, как хотите, назовите их, об оказании скорой помощи и отдельно об оказании неотложной.

-Какие актуальные задачи в развитии службы скорой медицинской помощи стоят на повестке дня?

- Ну, вот если говорить о 388-м Приказе МЗ РФ, там ведь говорится и о том, что оказание скорой медицинской помощи может и должно осуществляться отделениями скорой медицинской помощи при больницах. Скорая помощь - самый затратный вид первичной помощи, поэтому она должна применяться только там, где иного способа оказать экстренную помощь нет. И вот как раз с целью оптимизации расходов с 2015 года могут быть приняты такие решения, о создании отделений скорой медицинской помощи при крупных больницах. Такое отделение, работающее как база для выездных бригад, и одновременно как приемно-диагностическое отделение для доставляемых ими больных могло бы решить такие чисто медицинские вопросы преемственности, этапности в оказании помощи, так и сугубо практические вопросы финансирования. Если вопросы нормального функционирования подстанций скорой помощи города не удастся решить уже принятыми и принимаемыми мерами, то неизбежно встанет вопрос о поиске дальнейших способов решения данного вопроса. Не говорю уж о том, что при такой оптимизации нормальной могла бы стать ротация медицинского персонала между отделениями стационара, поликлиники и отделений скорой помощи. Уже сейчас решается вопрос обучения группы медицинских сестер для получения сертификата фельдшера медицинской помощи. Иногда взглянуть
на ситуацию глазами другого врача очень полезно, обогащает в плане практического опыта, убирает однобокость, профессиональную деформацию.

Случаи возникновения волнений сотрудников СМП в РФ свидетельствуют о том, что имеется хорошо налаженный центр проведения таких волнений по единому сценарию и финансируемый из-за рубежа. На свою зарплату господин Коновал не сможет ездить по РФ, организовывая такие мероприятия. Цель организаторов этих компаний и давления на создание не довольствия населения в первую очередь у лиц, нуждающихся в социальной поддержке, которая была изложена в программном обращении Президента РФ Владимира Путина. Это политическая ситуация. В решении этих задач должны участвовать следственные и надзорные службы России.

Автор: Екатерина МИНЧЕНКО.