Пенсионная реформа, как дымовая завеса

Пенсионная реформа, как дымовая завеса

В обществе и медиа продолжают ломать копья по поводу пенсионной реформы. На улицы Навальный, КПРФ, ЛДПР, Яблоко, справедливоросы выводят людей. Нужно отметить, не много, но большинство в обществе однозначно против пенсионной реформы.

И я полагаю, что правительство неизбежно учтет этот протест и реформу отложат, как это сделали ранее китайские товарищи, или смягчат. И будут свои действия в этом отношении сопровождать более серьезной пропагандисткой и разъяснительной работой. Но в целом, я хочу написать немного о другом, если с пенсионной реформой все еще не до конца ясно, то с озвученным увеличением НДС на 2% уже решено.

Как-то за шумным обсуждением пенсий общество «проглотило» повышение налога на добавленную стоимость. Мне это напомнило анекдот, в котором воскрес Сталин, пришел на заседание правительства и говорит: «Предлагаю госдуму расстрелять, а Кремль покрасить в зеленый цвет. У него спрашивают: «А зачем Кремль красить-то?». Он отвечает: «Я так и полагал, что по первому вопросу, возражений не будет, товарищи»! Я его слегка модернизировал, слышал еще при СССР, но это не важно, суть все поняли.

 За шумом о пенсиях прошла довольно коварная новация, которую мы ощутим на себе не когда-то в будущем, а уже с 1 января 2019 года НДС вырастет. Первое следствие повышения ставки налога – удорожание всех товаров и услуг, что очевидно. Следовательно, возрастет инфляция, министр финансов Антон Силуанова, ожидает что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 п.п., до 4–4,5%. Экс-глава Центробанка РФ Сергей Дубинин заявил, что в результате повышения ставки налога, цены должны подрасти на 2 процентных пункта, до 5%, при чем часть этого эффекта мы ощутим к концу этого года.
Что такое инфляция? Ее иногда называют «налогом для бедных», так как она наиболее сильно бьет именно по самым незащищенным слоям населения. Более обеспеченные имеют возможность изменить свое потребительское поведение, бедные этого маневра лишены. Это странно сочетается с целями, ради которых поднимается НДС — на реализацию майских указов президента: ускорение экономики, повышение доходов населения, резкое сокращение числа бедных. По подсчетам кабинета министров, для этого требуется 25 трлн рублей на 6 лет. Правительство располагает источниками на 17 трлн, остальные восемь в дефиците. Вот для их покрытия и изыскиваются средства.

 Повышение ставки НДС очевидно приведет и к тому, что налогоплательщики будут больше платить в бюджет. В первую очередь «обогатят» казну те, у кого высокая добавленная стоимость — значительный фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, проценты по кредитам и прибыль. Бесполезно пытаться составить полный список таких отраслей. На отдельных этапах экономического цикла это могут быть самые разные отрасли и предприятия. Но, однозначно это удар по наиболее высокотехнологичным или и без того пострадавшим в кризис отраслям, предупреждает зам. директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. По его оценкам, больше всего налоговая нагрузка ударит по строительному сектору, автопрому, машиностроению.
Я бы добавил к этому списку индивидуальных предпринимателей, которые работают под упрощенным налогообложением, и самозанятых граждан, которые будут испытывать большие трудности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на что в том числе рассчитаны президентские указы.

Будет ли в этой ситуации лучше чувствовать себя крупный бизнес? Это также мало вероятно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Эксперты, мнение которых приводит РБК, прогнозируют рост цен на недвижимость до 2-3%. Это много для недвижимости, рынок которой и так неважно чувствовал себя последнее десятилетие. Такой рост приведет к снижению покупательной способности и еще большему спаду в отрасли.
Кроме уже перечисленных проблем, рост инфляции на 1.5-2%, при ожиданиях в 3% - это много. Очень много. При том, что в данном случае инфляция носит немонетарный характер, наш ЦБ видит свей основной целью борьбу с инфляцией, а экономический рост чем-то вроде дополнительного бонуса, Эльвира Набиуллина начнет бороться с ней доступными Центробанку способами. А именно ужесточением кредитно-денежной политики. Для борьбы с инфляцией монетарными методами обычно предлагается так называемая «политика дорогих денег». Основная задача — уменьшить объём денег в обращении или замедлить скорость обращения денег.
Отмечу, что официально эти действия главой ЦБ озвучены не были, но уже ключевая ставка была сохранена на уровне 7.25%, Тогда как бизнес надеялся, что она будет постепенно снижаться ниже 7%, идеально - к уровню 6 п.п.
По сути это действия, которые прямо ведут к снижению экономического роста. Следовательно, плюс 2% к НДС это минус к экономическому росту.

В общем, Кремль в зеленый цвет мы, пожалуй, красить не будем. А вот на экономическом росте крест поставим.
Автор: Сергей МИХЕЕВ. Финам.