Долги корпораций не смогут потопить экономику?

Долги корпораций не смогут потопить экономику?

Итогом второго квартала текущего года стал рекордный платеж по зарубежным кредитам российских банков и корпораций – 34 млрд. долларов. Российские компании, ранее способные рефинансировать свои кредиты, теперь из-за вступивших новых санкций и вызванного ими ужесточения политики западных кредиторов, вынуждены гасить их.

Общий внешний долг корпоративного сектора России на 1 июля сократился до 7-летнего минимума в 327,9 млрд. долларов, долг банков до минимума за 12 лет - 95 млрд. долларов. В ближайшие полгода, по данным ЦБ, предстоит погасить еже 34,4 млрд долларов.
Отсутствие возможности рефинансировать долги и привлекать сторонний капитал, приводит к печальным последствиям, компаниям приходится изымать средства из бизнеса, откладывая планы развития. Экономике сложно развиваться, дополнительные бюджетные поступления сокращаются, возникают сложности с привлечением дополнительных средств посредством ОФЗ. Но, нельзя сказать, что ситуация критична. В сложившейся ситуации даже есть определенные плюсы: долги все равно пришлось бы отдавать, уменьшение задолженности корпоративного и финансового сектора в современной ситуации снижают риски для финансовой стабильности. Многие аналитики и эксперты вновь говорят о приближении очередного кризиса (с чем, кстати, я согласен), и заблаговременное снижение долговой нагрузки весьма снижает риски. Возможно с этим связано ужесточение требований Центрального Банка к заимствованиям в валюте. Стоит отметить, что и предложение на западном рынке снижается, растет стоимость заимствований и это вовсе не по причине санкций, рост процентных ставок в США приводит к тому, что деньги утекают в Америку (как это часто бывает в преддверии кризиса).
Совокупность указанных причин приводит к тому, что системообразующим банкам и наиболее значимым корпорациям приходится перекредитовываться внутри страны, в чем им помогает государство, это несколько увеличивает нагрузку на бюджет, но не значительно. Бюджет превышает полтора триллиона долларов и долг, который пришлось погасить во втором квартале не выглядит серьезной суммой, а в дальнейшем долг будет только уменьшаться и стоимость его обслуживания будет падать.
В момент введения санкций многие экономисты-алармисты пугали нас тем, что «государственный долг-то у нас небольшой, а вот корпоративный и финансового сектора – запредельный». Они опасались того, что наши корпорации и банки, потеряв возможность рефинансирования окажутся в финансовой яме, возможно, на грани прекращения своей деятельности, и государству придется их спасать, тратя огромные средства. В итоге все оказалось не так страшно, государство практически не тратится на спасение экономики от волны корпоративных дефолтов, которую нам предсказывали. На пике, в 2014 году, задолженность компаний и банков превышала 700 млрд. долларов, практически половину бюджета страны, сегодня около 423 млрд., и как-то незаметно для людей, далеких от макроэкономики снизилась практически на 40%.
Еще одним алармистским прогнозом было ожидание, что в результате санкций кредиторы наших корпораций и банков одномоментно потребуют заплатить по кредитам. Но эта страшилка была слеплена совсем уж малограмотными людьми. Потребовать немедленного погашения задолженности невозможно. Каждый кредит имеет свои параметры, договор, где четко прописаны сроки и график погашения задолженности. И ни одна из сторон не может отойти от условий договора, если вторая сторона придерживается их.
В целом, получается, что в прогнозируемый кризисный период мы входим не только с весьма низкой государственной задолженностью, но и с управляемой и постоянно снижающейся корпоративной. А также со вновь профицитным бюджетом, профицит федерального бюджета РФ за январь—июнь 2018 года составил 877 млрд 298,2 млн рублей или 1,9% ВВП.
Сейчас я отойду от сухого языка финансиста. Мой опыт говорит - если все хорошо все, нужно напрягаться еще больше – жопа придет с неожиданной стороны. Я уже несколько недель пытаюсь найти, где же та самая засада, которая непременно накроет нас с головой! И не нахожу! И это не оптимизм «розовых очков» я действительно знаю, что каждый кризис имеет свой характер, он не похож на другой. Каждый кризис бьет в ту самую точку, о которой ты забыл, не заметил или предпочел забыть. Но я ее не нахожу. Разве что, мировой ВВП резко снизится и нам просто некому будет продавать свои ресурсы. Катастрофичный сценарий, но рассмотрим и его. Даже в этом случае мы вышли по большинству продуктов питания на самообеспечение, проживем. Ну не война-же в самом деле?
Автор: Сергей МИХЕЕВ. (Финам)