Чем Трампу мешает "Северный поток -2"?

Чем Трампу мешает "Северный поток -2"?

Сегодня расхожим стало утверждение, что «Северный поток – 2» подвергается критике Трампа потому, что этот газопровод мешает выйти США на европейский рынок со сколь-нибудь значимыми объемами сжиженного природного газа.

Трубопроводный газ дешевле, при том, что точные цены контрактов остаются коммерческой тайной, эксперты говорят о разнице от 40-70%, до «в несколько раз» в пользу российского предложения. Мне кажется, что первые оценки ближе к истине, но это исключительно мое мнение, да и не важно, на сколько дешевле, главное – дешевле.

Поэтому Германия стоит, как спартанцы при Фермопилах, защищая этот газопровод. Выгоды ФРГ понятны, но с чем конкретно конкурирует наш трубопроводный газ? Это тоже общеизвестно, со сланцевым газом, добываемым в США из так называемых «низкопроницаемых коллекторов», говоря проще сланцев, плотных песчаников, известняков методом гидроразрыва пласта.
Разобраться в этой теме было довольно сложно. Почему-то авторы публикаций постоянно перескакивают в своих материалах со сланцевого газа, на сланцевую нефть и обратно. Причем это происходит по несколько раз в одной статье. Возникает ощущение, что авторам с одной стороны, наплевать на то, какие данные они сваливают в кучу, с другой стороны, компании, которые разрабатывают месторождения сланцев, на выходе получают и нефть, и сопутствующий газ. В публикациях об их деятельности все смешивается в один клубок изначально. Можно предположить, что это делается специально, для того чтобы мельканием цифр и графиков запутать читателя и привести его к однозначному выводу, что фрекинг – зло, или наоборот, но я не стану сходу обвинять их в таких неблаговидных целях. Кроме этой мешанины, данные по добыче и ее себестоимости сильно разнятся от источника к источнику. Но я попробовал во всем этом разобраться.

Промышленное производство газа в США началось компанией Devon Energy в США в начале 2000-х, месторождении Барнетт. В настоящее время добыча газа производится на множестве месторождений в 34 штатах США, хотя, нужно заметить, что снижение цен на углеводороды в прошедшие годы привело к снижению используемых буровых установок до 92 (данные 2016 г.), более новой информации не нашел. В любом случае, при текущем росте цен на углеводородное сырье резко расширить количество работающих скважин невозможно – оно упирается в число работающих бригад по гидроразрыву пластов, число которых ограничено. В настоящее время уровень добычи газа в США составляет порядка 750 – 800 млрд. в год. Используются только самые рентабельные месторождения, благодаря чему себестоимость сланцевого газа составляет порядка 150 долларов за тысячу кубометров. Возможно сейчас ниже, и вообще экспертное мнение не является истиной, их оценки могут сильно отличаться от реального положения дел. Но по мнению тех же экспертов это в три раза дороже себестоимости российского газа.

Энергетика США знала разные времена. В 50-60 годы на рынке наблюдался избыток газа, за тем в 70-е - острый дефицит, который привел к импорту СПГ и росту атомной и угольной генерации. В начале 2000-х было построено 7 терминалов для импорта СПГ из-за рубежа, из 42 планируемых. Теперь их используют для экспорта сжиженного газа. Все эти пертурбации (я описал едва ли десятую часть) были вызваны неверными оценками экспертов запасов и перспектив добычи газа. Сегодня считается, что сланцевый газ будет в изобилии всегда, и он будет дешевым. На данный момент 75% добытого в Штатах газа планируется экспортировать. Это весьма оптимистично для американской экономики, и Дональд Трамп, как президент национальных производителей, стремящийся снизить торговый дефицит США, поддерживает их, как может. Атакуя Ангелу Меркель, демонстрируя стремление закрыть вопрос с «СП-2». Однако, компании, добывающие сланцевый газ, в 2017 году потратили в среднем $1,42 за каждый доллар, который они заработали. У меня нет данных только по газу, но убыток сланцевых компаний за прошедшее десятилетие оценивают в 280 млрд. долларов. Это и нефть, и газ.
Сланцевый газ не является недорогим, как это кажется американским экспертам. Он недорог в сравнении с ценами, обусловленными истощением обычных месторождений в начале 2000-х годов. И добиваясь отказа Европы от трубопроводного газа, возможно, Трамп множит убытки американских компаний. Но борьба за прибыль американских компаний, не совсем его цель, он выбивает им шансы. А уж как они их используют…
Автор: Сергей МИХЕЕВ (ФИНАМ).