Философы с лопатой в руках

Философы с лопатой в руках

- Субботник, брат – дело святое. Говорю тебе: труд сделал из обезьяны человека. А общественно полезный труд сделал из человека гражданина! – вдохновлено промолвил редактор одной из столичных газет.

Вдвоем мы смотрим на массивный хребет из снега и льда, укрывшийся в тени Дома Печати. Сегодня в наших руках не «вострые журналистские перья», а лопаты и грабли. Что можно сказать и о других коллегах, неспешно разбирающих инвентарь.

Задача проста: разворошить снег, убрать мусор. Что может быть банальнее? Но творческий ум во всем найдет оттенки высшего значения.

К «выходу в город» редакция готовилась заранее. Кто-то договаривался с жилищниками об инструментах, кто-то покупал в хозмаге рабочие перчатки. И вот час икс пробил: мужчины взялись за самое тяжелое. Впрочем, и прекрасная половина журналистики нашла, чем заняться.

- Не по душе мне эти ваши стахановские настроения, - молвила, оглядев нас, Мария. И, взмахнув шарфиком, пошла собирать мусор, которого оказалось не мало. А что, скверик под соснами и елями, скамеечки – отличное место для посиделок. Хотя дивиться отсутствию культуры «отдыхающих» мы не перестаем. Впрочем, наша основная задача – не рассуждать все же, а разрушать снеговые горы.

- Это что, вот раньше, помню, были субботники. Настоящий праздник! На уборку шли радостно, как на демонстрацию. Шутили, угощали друг друга горячим чаем! – вспоминает наш замлитературного редактора, - свой первый выход на уборку в качестве журналиста я помню до сих пор. Дело было в конце шестидесятых…

Словам «мэтра» можно верить – он действительно пришел в журналистику половину века назад. Конечно, за это время изменилось многое. Сегодняшние субботники можно назвать данью памяти прошлому. Век 21-й – это реальность сферы услуг. Город в котором живем, поделен на зоны ответственности. Этот квартал убирает одно ЖЭУ, соседний – другое. Тротуар закреплен за дорожными службами. И кажется, что это логично. Но ведь есть еще около миллиона жителей…. Впрочем, это настроение разделяют далеко не все.

- А что, я не против советских традиций. Бесплатное образование, доступная качественная медицина. Жилье молодым специалистам. Тогда можно и субботники возобновить… - бухтит неподалеку коллега из соседней редакции.

Удар за ударом снеговая гора рассыпается по поляне. Мужчины подходят к работе деловито, как к долгу. Нужно – значит нужно. Эстетики минимум: высокие резиновые сапоги, рабочие рукавицы. Чего не скажешь о женщинах. Оказывается, и перчатки могут быть модными. В глазах рябит от синих, зеленых и розовых расцветок. Даже массивные грабли в их руках начинают смотреться элегантно. Неудивительно, что к сбору сухой листвы дамы подходят как уборке собственной квартиры – не пропуская и мелкой травинки. А еще даже здесь они находят повод для сэлфи.

Первые полчаса «раскачки» позади, теперь и работа – в радость. Куртки сняты, рукава-засучены. Словом, красота! На ум приходят строки из «Бурлака» Бориса Гребенщикова. О том, что зима обернулась весной. И «как пойдет таять снег – ох, что будет потом? А как тронется лед - ох что будет со мной?»

Действительно, а что нас ждет? Солнце день ото дня входит в силу. Город оживает, природа играет красками. Даже журналисты выбрались на час другой из душных кабинетов. Разгибая спину, оглядываюсь на Дом Печати. Пчелиный улей, не иначе! Только пчелки те не кусаются. А вместо пыльцы и нектара собирают информацию.

Вот и сейчас я между делом смотрю, как трудятся мои знакомые и друзья. «Ведомости», «Вечерка», кто-то еще – всего человек сорок.
И почти нет таких, кому работа в тягость. Звучит даже модное ныне слово – тимбилдинг. На русский язык его можно перевести, как командообразование. Это когда коллеги играют в футбол или любой другой групповой вид спорта. По мне, так и субботник объединяет не хуже. Едва остановишься перевести дух, как начинаются шуточки – что, мало каши ел?

Впрочем, каша скорее под ногами. Спасает хорошая обувь и здоровое упрямство. Ибо сейчас, как и всегда, мы – перед глазами всего города. Улица Пархоменко полна машин, и в ожидании  зеленого сигнала водители одобрительно кивают нам головами.

- А что, хорошую статью написать не проще, чем снег копать. Цельный сугроб информации перелопатишь, пока соберешь материал. Читается быстро, да пишется медленно, - философствует мой сосед по кабинету.

Что верно, то верно. Только вот снег скоро закончится, о нем забудут на долгие месяцы. Чего не скажешь о нашей работе. Город – это десятки ежедневных событий, больших и маленьких. Успеть передать картину дня, пока она не поблекла. Разглядеть среди обстоятельств что-то действительно важное. И рассказать об этом так, чтобы никто не остался равнодушным. Легко ли это?

Одно скажу точно: субботник – отличный способ посмотреть на свою работу со стороны. А может, и не только на работу. Свежий воздух, солнце без преград из оконного стекла. А мусор… Мусор, он в голове. Чем больше у обочины появляется черных пластиковых мешков, тем чище становится внутри.

- И верю, я братцы, снег мерзлый круша: и жить хорошо, и жизнь хороша! – перефразирует наш «мэтр» «Песню о сентиментальном боксере» Высоцкого. Кому-кому, а нашей братии по должности положено не чураться высоких материй. Вот и я, глядя на небо в лужах, продолжаю ворошить Гребенщикова: «то ли волжский разлив, толи Вселенский потоп? Толи просто Господин заметает следы…».
Что готовит день грядущий – не известно. Так и вся наша жизнь – «то во поле кранты, то в головах Спас». То спасительный пост, то спасительный яд. Только не все ли равно нам, связанным «небесной бечевой»? Ибо не все меняется со временем… А значит – все будет хорошо. Город становится чище. А вместе с ним – и мы.

Философствовал за копкой снега Иван БЕГМА.
Фото Валерия ШАХОВА.